Отечественные логистические компании во многом уступают зарубежным
Объем рынка транспортно-логистических услуг к 2015 году должен увеличиться более чем в два раза и составить около 115 млрд долларов, об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров на конференции "Опыт развития логистики в Германии и России". Но до этого еще далеко.
Пока отечественные логистические компании во многом уступают зарубежным. Так, транспортные издержки отечественных компаний в три раза выше, чем в Германии, а скорость грузовых перевозок более чем в 4 раза ниже, чем в США.
"Производительность наших грузовых систем примерно в 2,5 раза ниже, чем за рубежом, - сокрушается первый зампред Комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. - И это связано с логистикой. Иногда сотни вагонов скапливаются перед портами, а все из-за того, что так выстроена логистика".
Несмотря на существующие проблемы, российская логистика активно развивается. За последние годы рынок логистических услуг вырос на 34%. Сегодня объем рынка транспортно-складской и управленческой логистики составляет около 48 млрд долларов. Кроме того, существенно возросли инвестиции, прежде всего государственные. В отрасли продолжается процесс консолидации, формируются крупные логистические холдинги. Растут объемы операций, расширился спектр услуг. Важным фактором роста рынка стало наращивание логистическими компаниями собственных активов и выход ведущих логистических провайдеров в регионы. На рынке складских услуг появились крупные сетевые проекты.
Любопытно, что оказывать качественные традиционные складские услуги отечественные компании уже научились, а вот комплекс логистических услуг отдан на откуп в основном международным компаниям. Причина проста. В связи с ростом масштабов деятельности западных розничных сетей и транснациональных компаний от логистических операторов требуется предоставление более широкого спектра услуг. Эксперты отмечают, что не за горами то время, когда выжить сможет только та логистическая компания, которая сможет удовлетворить все потребности своего клиента, а их немало.
Мировой логистический рынок в своем развитии уже прошел несколько этапов: от предоставления отдельных услуг многофункциональными логистическими посредниками до широкого спектра использования поставок 3PL-операторов, оказывающих комплексное логистическое обслуживание. Задача отечественных компаний намного сложнее, т.к. им предстоит перешагнуть сразу через несколько ступеней развития, по которым шли зарубежные компании, и освоить лишь те стратегии, которые наиболее актуальны сегодня в современном мире.
Главный тренд логистики сегодня - создание крупных комплексов
Одной из таких современных тенденций является рост объема контейнеризации. Сейчас он составляет примерно 55-65%. Этот показатель постоянно растет за счет увеличения грузопотоков, освоения новых маршрутов, а также появления новых форм доставки грузов. Наибольшие контейнерные потоки сосредоточены на двух международных маршрутах: Юго-Восточная Азия - Северная Америка и Юго-Восточная Азия - европейские страны. По словам участников рынка, российские компании имеют хороший потенциал в этой сфере, поэтому им необходимо включиться в самые оживленные мировые транспортные коридоры. Это позволит России увеличить объемы торговли на 10-15%. Однако без господдержки компаниям не удастся сделать качественный рывок вперед. Понимая важность развития рынка логистических услуг для национальной экономики, правительство РФ принимает соответствующие меры для его стимулирования. В частности, разработана ФЦП развития транспортной системы России на период 2010-2015 гг.
- Особое внимание в транспортной стратегии отводится внедрению современных логистических технологий, - говорит Олег Белозеров. - Потребуется модернизация транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить беспрепятственное движение товаров. Речь идет в первую очередь о модернизации существующей портовой инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров.
Кроме того, для решения логистических проблем эксперты советуют оптимизировать товарно-транспортные потоки и увеличить нагрузки на дорожные сети, а также распределить грузопотоки прежде всего на железную дорогу.
Российская газета