27.07.06

Отечественные грузовики защитились пошлинами

Премьер-министр Михаил Фрадков принял решение о снижении возраста иностранных грузовых автомобилей, подпадающих под запретительные таможенные пошлины, с семи лет до пяти. По мнению аналитиков, попавшие под запрет машины занимали до 15% рынка грузовиков, теперь на эту долю будут претендовать отечественные автозаводы, а также импортеры новых иномарок.

Премьер-министр подписал постановление об изменении импортных пошлин на грузовики старше пяти лет. До настоящего времени запретительные пошлины в 2,2 евро за кубический сантиметр двигателя действовали на седельные тягачи и грузовые автомобили полной массой более 5 тонн старше семи лет.

Новое решение, очевидно, лоббировали отечественные производители грузовиков, в первую очередь КамАЗ. По данным предприятия, его доля на рынке грузовиков полной массой 14-40 тонн в 2005 году (его емкость - 62,8 тыс. машин) составила 37,2%, на иномарки, включая новые и бывшие в употреблении, пришлось 33,7%, на МАЗ - 16,9%. При этом доля новых иномарок от общего их числа составляет лишь 21%. Прежде менеджмент КамАЗа неоднократно подчеркивал необходимость введения запретительных пошлин на грузовики старше пяти лет. Впрочем, вчера представители КамАЗа комментировать постановление Фрадкова не стали.

Как отмечает источник "Бизнеса" на автомобильном рынке, после введения запретительных пошлин на "семилетки" эти автомобили продолжали ввозить в Россию, хотя и не в таком количестве, как ранее: спрос на них обеспечивала сравнительно низкая цена. Однако введение в апреле этого года стандартов "Евро-2" отсекло европейские автомобили, произведенные до 1997 года, и бизнес по ввозу "семилеток" стал нерентабельным. Менеджер дилерской компании "Русбизнесавто" Роман Шутов отмечает, что иномарки 1999-2001 годов выпуска пользуются сейчас наибольшим спросом на рынке за счет более доступной цены. "К примеру, седельный тягач Volvo 1999 года выпуска стоит 35-37 тыс. евро, а 2002 года выпуска - 55 тыс. евро",- уточняет он. По словам Шутова, новое постановление приведет к сокращению импорта иномарок, и основное внимание дилеров привлекут новые отечественные машины.

Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов полагает, что пятисемилетниегрузовики занимали до 15% рынка грузовых автомобилей полной массой от 5 тонн, который он оценивает в 80 тыс. машин в год. Агибалов считает, что в этом сегменте произойдет перераспределение в пользу новых отечественных автомобилей и новых иномарок, предлагающихся в лизинг. "Кроме того, есть вероятность, что после принятия постановления в Россию могут прийти иностранные сборочные предприятия",- считает Агибалов. Сейчас в России идет сборка только грузовиков Volvo, но их основной конкурент - Scania - также рассматривает возможность открытия производства.

Пока пошлины введены сроком на девять месяцев, однако, как показывает практика, по истечении этого времени будет принято еще одно постановление, которое сделает эти ставки постоянными.

новые пошлины для тракторов

Помимо пошлин на грузовики установлены запретительные пошлины и на тракторы. Пресс-секретарь союза производителей сельхозтехники Союзагромаш Максим Лезин утверждает, что союз не разрабатывал и не лоббировал это решение. В большей степени оно относится к тягачам и грузовикам, хотя распространяется и на некоторые виды тракторов. Но в любом случае мы приветствуем мероприятия правительства, которые защищают внутренний рынок ,- говорит Лезин. Однако представитель другого российского агрохолдинга, попросивший об анонимности, считает, что новое постановление не принесет результата: Если отечественные производители подтянутся до уровня иностранных, мы будем использовать их технику. Но пока этого нет - им проще пролоббировать новые ограничительные пошлины, чем повышать качество продукции .


Бизнес; 27.07.2006