13.07.07

Отдай груз дяде

В сегменте автомобильных перевозок между Россией и европейскими странами у российских перевозчиков значительную долю рынка отнимают иностранные компании-посредники. Грузы из Западной Европы в Россию перехватывают белорусские, польские и прибалтийские перевозчики.

Россия сокращает квоты

В 2006 году российскими перевозчиками, по данным Минтранса, было перевезено 14,5 млн тонн внешнеторговых грузов, что на 9% больше, чем в 2005 году. Это всего 40% внешнеторговых грузов, перевозимых автотранспортом между Россией и иностранными государствами.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Александра Шерстнева, польские, белорусские и прибалтийские перевозчики не только занимают лидирующие позиции в двусторонних перевозках, но и возят грузы в Россию из Германии, Венгрии, Испании, Бельгии, Нидерландов, Франции и Чехии (такие перевозки в транспортном сообществе называются перевозками третьих стран). Поэтому Минтранс вынужден использовать административные меры для сокращения их присутствия в этом сегменте рынка. В прошлом году российское транспортное ведомство сократило на 5% общее количество разрешений для белорусов, поляков и прибалтов на перевозки между Россией и третьими странами. Для Белоруссии, в частности, количество разрешений было сокращено на 10%, для польских перевозчиков – на 12,5%.

Несмотря на это, восточноевропейские перевозчики стремятся получить как можно больше международных разрешений ЕКМТ для перевозки в российском направлении. На получение этих разрешений Россия влиять не может, потому что их выдает «Международный союз автомобильного транспорта». Причем чем более экологичный подвижной состав используют перевозчики, тем больше разрешений ЕКМТ они получают. К примеру, если перевозчики той или иной страны используют преимущественно машины «Евро-2», то такая страна имеет возможность получить всего 200 разрешений. Если в стране преобладают грузовики, соответствующие стандарту «Евро-3» и выше, то количество разрешений увеличивается в разы.

Дешевый лизинг снижает ставки

По словам генерального директора компании «Аллад» Валерия Алексеева, у иностранных перевозчиков есть ряд преимуществ перед россиянами на международных маршрутах.

Во-первых, восточноевропейские перевозчики могут предложить более выгодные цены за свои услуги за счет того, что имеют возможность брать технику в лизинг на 7 лет по приемлемым процентным ставкам. Их российские коллеги ограничены пятилетним сроком лизинга и достаточно высокими процентами. По мнению лизингодателей, в работе российских перевозчиков больше рисков – этим и объясняются повышенные ставки.

Кроме того, у российских перевозчиков существуют большие проблемы с получением виз в страны Евросоюза. По словам Валерия Алексеева, из-за неполученных виз нередки даже простои автотранспорта. Эксперт считает, что трудности получения виз – следствие целенаправленной политики Евросоюза по продвижению интересов польских и прибалтийских перевозчиков на российском направлении.

Нехватку российских разрешений на перевозки между Россией и европейскими странами прибалтийские перевозчики восполняют своими методами. Груз из европейской страны перегружается на терминале в Прибалтике, оформляются соответствующие документы, и он доставляется в Россию «под флагом» одной из прибалтийских республик. Это делается для того, чтобы перевозка приобрела вид двусторонней, на которые разрешения имеются в достаточном количестве.

Заложники алкоголя

Большая проблема существует с перевозкой винно-водочных изделий, рассказал Валерий Алексеев. Россия выдает акцизные марки на алкогольную продукцию как производителям, так и импортерам. На территории Латвии находятся 6 складов, куда поступает импортный алкоголь для российского рынка. Товарополучатели отправляют туда акцизные марки, где их наклеивают на бутылки, прежде чем те пересекут российскую границу. Однако владельцы этих складов навязывают российским импортерам алкоголя комплексную услугу: наклеивание акцизных марок плюс доставка продукцию в Россию своим транспортом. По словам Валерия Алексеева, целесообразнее организовать систему поставок таким образом, чтобы алкоголь доставлялся на российские склады, а импортер имел возможность сам наклеить марки и растаможить продукцию. В этом случае российские перевозчики бы не оказались отрезанными от выгодных заказов.

Иностранные перевозчики стараются не упускать ни малейшей возможности заработать на российском рынке. Хорошо отработана схема, когда молдавские перевозчики закупают в Прибалтике яблоки, везут их в Россию и перепродают российским оптовикам по закупочным ценам. Таким образом, они имеют возможность зарабатывать только на перевозке, которую им оплачивают российские оптовики.

Прибалты шантажируют транзитом

Когда Минтранс сокращает количество разрешений на перевозки между Россией и третьими странами, многие государства начинают шантажировать Россию транзитом, несмотря на то, что его свободное осуществление предусмотрено множеством международных соглашений. За возможность свободного транзита между Калининградской областью и «большой Россией» Литва требует с нашей страны дополнительные разрешения на перевозки по третьим странам.

Дефицит разрешений иностранцы нередко компенсируют махинациями с документами ЕКМТ. Нередки случаи, когда латвийские водители, переехавшие границу, передавали книжку ЕКМТ водителю, выезжающему из России. Тот ее отдавал следующему водителю. И таким образом, книжка ЕКМТ могла за одну ночь шесть раз пересечь границу.

Сокращение количества разрешений по третьим странам – это справедливая мера, считает президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. «Каждая страна вправе защищать свои интересы», – заявил он «Гудку». Норма распределения автомобильных перевозок между разными странами – 50/50. А Польша, Белоруссия и прибалтийские страны забирают у России больше половины рынка. Зачастую они это делают за счет демпинговых ставок. Протекционистская политика Минтранса вполне отвечает рыночным методам, уверен Виталий Ефимов. Защита интересов собственных перевозчиков – неотъемлемая функция государственного органа, добавил он.







«Гудок» 10.07.2007