18.03.09

От коллег тайн нет

На МАПП Торфяновка Выборгской таможни состоялся семинар, на котором представители ФТС России поделились опытом работы с ИДК с экспертами таможенных служб стран-участников СНГ – Беларуси, Молдовы, Киргизии, Узбекистана, Украины и Таджикистана.

Место проведения мероприятия выбрано не случайно: МАПП Торфяновка – первый на Северо-Западе таможенный орган, где начал действовать ИДК, здесь накоплен большой опыт применения и мобильных, и стационарных комплексов.

Как отметил начальник Выборгской таможни Николай Косяченко, все автомобильные пункты пропуска в зоне ответственности таможни оснащены ИДК: на МАПП Торфяновка и Брусничное применяются стационарные, на МАПП Светогорск – мобильный. Лицензии на их использование в соответствии с действующим законодательством получены в 2007 году. Сейчас оформляется разрешение на применение ИДК в порту Выборг для осмотра морских контейнеров.

В 2008 году проверку на ИДК прошли более 27 тысяч грузовиков. Н. Косячен-ко сказал, что в таможне создана база полученных с помощью ИДК снимков. Она активно пополняется и используется при обучении специалистов таможни и слушателей Санкт-Петербургского филиала РТА. Картотека разбита на виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, лесовозы, автовозы, автобусы) и по группам товаров. Также осуществляется взаимодействие с финскими коллегами с поста Ваалимаа, где работает стационарный ИДК. Соседи обмениваются результатами, проводят совместные обучающие семинары, в ходе которых делятся опытом, повышают профессиональную подготовку и эффективность применения ИДК, поскольку нет нужды проверять автомобили, прошедшие через комплекс на другой стороне.

Заместитель начальника отдела организации таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска ГУТОиТК ФТС России Олег Латыпов рассказал о планах оснащения таможенных органов ИДК; о местах их внедрения; о возникающих при этом проблемах и путях решения. Он уточнил, что система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТК-КГиТС) – это подсистема таможенного контроля, и она должна представлять сеть ИДК различных типов, развернутую и в пунктах пропуска через государственную границу, и непосредственно на таможенной территории страны.

Одновременно с поставкой ИДК велась подготовка персонала для работы на них. Штаты в целом укомплектованы, также сформирована организационная структура таможенных органов, использующих ИДК: на уровне таможенный пост – таможня – РТУ. Параллельно определялся порядок применения ИДК и включения их в технологию таможенного контроля. Для этого разработана нормативная правовая база, определяющая порядок применения различных типов ИДК при осуществлении таможенных процедур в отношении товаров и транспортных средств в автомобильных и морских пунктах пропуска. Олег Ла-тыпов сообщил, что утвержден Порядок действий должностных лиц при работе с информацией, полученной с помощью

ИДК; разработана методика оценки эффективности при проведении таможенного контроля с использованием комплексов; подготовлены проекты приказов «Об утверждении Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса на таможенной территории Российской Федерации вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» и «Об утверждении типового положения об отделе применения ин-спекционно-досмотровых комплексов». После их утверждения будет завершена разработка нормативной правовой базы в части применения ИДК и станет возможен переход к совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля.

По мнению специалиста, первый этап внедрения в практику работы таможенных органов современного и высокотехнологичного оборудования можно считать завершенным. Большая часть проблем организационного, технического, технологического, методологического и кадрового обеспечения успешно преодолена. ИДК стали обычным инструментом, неотъемлемой частью системы организации таможенного контроля. Итоги их применения позволяют говорить о перспективности данного направления. В 2008 году с использованием ИДК осмотрено 253 106 партий товаров и транспортных средств; проведено 5 465 таможенных досмотров; возбуждено 1 718 дел об АП и 64 уголовных дела; сумма наложенных штрафов составила 11,1 миллиона рублей; выявлены скрытые крупные партии наркотических веществ, оружие и товары, подпадающие под разрешительный порядок перемещения через границу.

В ходе семинара зарубежные таможенники гости смогли ознакомиться с работой стационарных ИДК как на МАПП Тор-фяновка, так и на сопредельном финском пункте пропуска. Российские таможенники дали максимально полные ответы на все вопросы относительно применения ИДК. По окончании мероприятия гости поблагодарили хозяев за предоставленную информацию и возможность увидеть комплексы в действии.

Журнал "Таможня" №5 2009г.