04.06.07

Остановка по требованию

...Белая «Ауди» остановилась у шлагбаума перед пунктом пограничного контроля «Томашовка». «Проезжайте, пожалуйста», — пограничник вежлив и улыбчив. Водитель Петр Гарах, решивший с женой прокатиться из деревни Кобелки Брестского района в украинскую деревню Заболотье к родственникам, недоуменно пожимает плечами: «Так быстро?» А вот его супруга Валентина Моисеевна оказывается более осведомленной. Объясняет мужу, что с 1 июня погранпереход работает по так называемому принципу одной остановки.

Раньше тормозить на погранпереходе водителям приходилось трижды. Останавливали у шлагбаума на въезде — пограничник записывал в контрольный талон номер автомобиля, отдавал водителю, затем осуществлялся пограничный и таможенный контроль, а потом водитель, уже на выезде, возвращал пограничнику проштампованный талон...

Принцип «одной остановки» действует со вчерашнего дня на 17 из 36 пограничных автодорожных пунктах пограничного контроля. В частности, на Брестчине, кроме «Томашовки» (Брестская погрангруппа), нововведения коснулись еще трех переходов — «Олтуша», «Мохро» и «Невеля», которые находятся в зоне действия Пинского погранотряда и расположены на границе с Украиной.

— По–новому работаем пока только на малых и средних пунктах пропуска — там, где нет очередей, и практически не совершается правонарушений. На «Варшавском мосту», например, такой принцип внедрить пока невозможно, — объясняет старший офицер пограничного контроля Госкомитета погранвойск Сергей Попылин.

А заместитель начальника отдела пограничного контроля Брестской погрангруппы Алексей Курганов добавляет: «Теперь талон забирает тот же контролер, который его выдает. Проверяем автомобили вместе с таможенниками, а не порознь, как прежде. Сами выходим к водителю».

За тот час, пока мы наблюдали за работой пограничников, через погранпереход проехали с десяток автомобилей и несколько велосипедистов (в Украину через «Томашовку» можно даже пешком ходить). Вместо положенных 15 минут на оформление одного автомобиля у таможенников и пограничников уходило лишь пять — семь. Сервис!

Еще один приграничный сюрприз адресован жителям Гродно: здесь вчера открылись два новых железнодорожных рейса в Польшу. Благодаря чему в первый день лета на местном железнодорожном вокзале пропала очередь у международных касс. Теперь туристам не надо ждать билета по 8 — 9 часов или локтями выбивать сидячее место в переполненном поезде («СБ» не раз писала об этой проблеме). Добраться до соседней польской станции Кузница стало намного проще.

...Еще год назад трудно было предположить, что 22 километра пути до границы окажутся такими тяжелыми, но уже минувшей зимой появились первые признаки необычной проблемы. Если раньше билеты продавались до самого отправления электрички, то с каждым днем получить квиток становилось все сложнее. Пассажиропоток рос на глазах. Так, в январе 2007–го из Гродно в Кузницу уехало более 15 тысяч человек, тогда как год назад — только 7 тысяч. А настоящий «железнодорожный» бум пришелся на март: с вокзала Гродно в Польшу отправились 21.475 туристов. Это во многом связано с тем, что значительная часть мелких торговцев, да и других горожан перестала при поездках за кордон пользоваться автотранспортом, выбрав путешествие на поезде.

Напомним, что прежде «челноки» подсаживались в машины к многочисленным «бензовозам», которые за умеренную плату доставляли в Кузницу или Белосток. Но когда с 1 марта таможня умерила пыл «топливных» туристов, их стало намного меньше. Из–за этого стало сложно попасть на попутку, и «челноки» вспомнили об электричках... Однако лишь четыре поезда в Польшу и обратно не могли вместить всех желающих. В таких условиях проблему могло решить только открытие новых международных рейсов. Руководство Белорусской железной дороги и радо было добавить пару рейсов из Гродно на польском направлении, да не могло из–за отсутствия электричек, пригодных для узкой «западной» колеи. И тогда наши железнодорожники обратились к варшавским коллегам. После многочисленных согласований, в том числе с пограничными и таможенными службами обеих стран, два дополнительных рейса наконец открылись.

— Трудности позади, теперь наши пассажиры это ощутят, — уверен начальник Гродненского вокзала Александр Соколовский. — Главное, что дополнительные поезда — каждый имеет более 200 сидячих мест — пошли в удобное для людей время: в 7.55 утра и в 22.34 вечера. Составы «привязаны» к польским поездам, следующим в Белосток, Варшаву или другие города. Так что можно путешествовать и дальше Кузницы.

...Пятница, 7.00. В зале ожидания вокзала наконец–то нет столпотворения. Пассажиры в ожидании контроля выстроились у входной двери на КПП. И вот распахиваются двери накопителя. Пассажиры по привычке бегут к вагонам — занимать места. Но на этот раз торопиться не нужно: сидячих мест хватило всем, даже остались свободные.

Кстати

На днях председатель Государственного комитета пограничных войск Игорь Рачковский во время онлайн–конференции в Национальной государственной телерадиокомпании еще раз прокомментировал вопрос об отмене так называемого разрешительного штампа в паспортах. В частности, Игорь Анатольевич подчеркнул, что эта запись неконституционна и в будущем году не понадобится. Кроме того, председатель Госкомпогранвойск отметил, что «попытки закрыть вопрос банальной сменой названия штампика не будет». Для граждан Беларуси, по словам Игоря Рачковского, планируется отменить и дата–штампы, которые ставят пограничники при выезде из страны.

Советская Белоруссия; 04.06.07