Особенности подтверждения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
В целях укрепления экономик государств - членов Евразийского экономического союза (далее – Союз), обеспечения их гармоничного развития и сближения, защиты своих производителей, в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка в виде введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза. Союз взаимодействует с третьими странами в форме диалогового взаимодействия, а также заключения непреференциальных и преференциальных соглашений по вопросам торгово - экономического сотрудничества.
В развитие данного сотрудничества, 12 января 2019 года вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 года № 49, которым утверждены новые Непреференциальные правила определения происхождения товаров (далее - Правила). Целью принятия таких Правил явилось определение и подтверждение страны происхождения товаров в целях недопущения ввоза и вовлечения в экономический оборот на территории Союза отдельных категорий товаров из стран, к которым применяются защитные меры путем установления антидемпинговых, компенсационных, специальных пошлин.
Происхождение товара из стран, не являющихся членами Союза, подтверждается декларацией о происхождении товара либо сертификатом о происхождении товара (далее – сертификат).
Сертификатом подтверждается происхождение товара в случае выявления недостоверных сведений в декларации о происхождении товара либо в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара в отношении происхождения аналогичных товаров, ввозимых на территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых превышает 150 долларов США.
Происхождение товаров считается неподтвержденным в случае непредставления документов о происхождении товара.
При проведении таможенного контроля непреференциального происхождения товаров применяются подходы, определенные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) с учетом особенностей, установленных Правилами.
Приложением к Правилам установлены требования и определен перечень информации, которую должен содержать сертификат. При этом разъяснено, что указанные сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате, допускается указание дополнительной информации.
Основанием для проведения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в целях подтверждения достоверности заявленных сведений о происхождении товаров является предоставление декларантами сертификатов, заполненных с нарушением требований к порядку их оформления. Например, cертификат не содержит подробного описания товара; сертификат заполнен на языке, отличном от английского, французского и русского; в сертификате нет ссылки на реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае выдачи сертификата в стране вывоза товара). У декларанта таможенным органом могут быть запрошены товаросопроводительные документы и иные документы, позволяющие идентифицировать поставленный товар с товаром, указанным в сертификате; дополнительные документы и сведения, пояснения продавца (отправителя) в отношении документов, на основании которых выдан сертификат; перевод представленных сведений на русский язык. В случае не устранения сомнений в отношении представленного сертификата, может быть рекомендовано декларанту запросить «заменный сертификат», заполненный в соответствии с Правилами.
Стоит отметить, что для большинства категорий товаров, к которым применяются тарифные преференции при их ввозе на территорию Союза, когда при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в таможню представлялся сертификат о происхождении товаров формы СТ-1, СТ-2, выданный уполномоченным органом страны происхождения товара, то дополнительного подтверждения страны происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли не требовалось. В подобных ситуациях использовали тот же преференциальный сертификат, предъявленный в таможню для преференциальных целей.
Однако с 1 января 2021 вступает в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10 июля 2020 года № 57 (далее – Решение 57), которое внесло изменения в Правила.
Согласно предстоящим изменениям, в случае применения мер защиты внутреннего рынка в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, при проверке происхождения аналогичных товаров, ввозимых на территорию Союза в рамках международных договоров, предусматривающих применение тарифных преференций, наряду с представлением сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1, СТ-2, декларант дополнительно будет подтверждать происхождение товара непреференциальным сертификатом в соответствии с Правилами.
В случаях, предусмотренных законодательством государств - членов, то есть внесения изменений в Законодательство Республики Беларусь, происхождение товара, наряду с представленными сертификатами формы СТ-1, СТ-2, может подтверждаться декларацией о происхождении товара без обязательного представления непреференциального сертификата о происхождении товара, предусмотренного Правилами. Обращаем внимание, что до настоящего времени изменения еще не внесены.
Рекомендуем отслеживать данную информацию, при внесении изменений в национальное законодательство информация будет размещена на сайте Государственного таможенного комитета
По материалам Могилевской таможни