Операция "декларация"
Новый порядок оформления грузов призван решить проблему очередей на границе
Федеральная таможенная служба изменила для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) порядок оформления грузов таможенными постами, в том числе и на российско-украинской границе. Здесь право основного декларирования осталось только за постами Белгородской таможни. В первую очередь нововведения должны решить проблему очередей на границе - прежде всего для грузового транспорта. Корреспондент "РГ" выяснил, как все это происходит на практике.
Шебекинский поворот
Движение к этому решению началось после совместной коллегии министерства транспорта и ФТС, где обсуждалась проблема скорости прохождения через пункты пропуска товаров и транспорта и тех потерь, которые в связи с этим несет экономика страны. Так, например, известно, что на всем северо-западном направлении грузовики, в том числе и со скоропортящимися товарами, неделями ждут, чтобы проехать границу. Есть такие же проблемы и на железной дороге. Коллегия решила: для того чтобы оптимизировать этот процесс, нужно, чтобы пограничные посты работали только как пункты пропуска, больше не занимаясь основным таможенным оформлением. А значит, транспортная очередь пойдет гораздо быстрее.
Результатом этих решений стал приказ главы ФТС Андрея Бельянинова №1307, который вступил в силу с января нынешнего года. Согласно этому документу, в регионе деятельности Центрального таможенного управлении по всей российско-украинской границе посты, производившие ранее основное таможенное оформление грузовых таможенных деклараций в Брянской, Воронежской, Курской, Смоленской таможнях, лишились этого права. Теперь оно осталось только за двумя белгородскими постами - Грайворонским и Шебекинским. Еще у нескольких таможенных постов функции работы с участниками ВЭД продлены. У Валуйского - до первого января 2009 года, Белгородского Восточного, Фокинского (Брянская таможня) - до первого июля 2008 года. То есть структура органов таможенного оформления изменилась кардинально.
- Что это будет означать на практике для участников ВЭД? Они, как и раньше, будут въезжать на территорию РФ и выезжать с нее в любом удобном для них пункте пропуска, - поясняет "РГ" начальник службы таможенного контроля Белгородской таможни Игорь Алейников. - Очевидно и то, что на первых порах для участников ВЭД это может стать проблемой из-за возросшего объема грузов, подлежащих основному оформлению в оставшихся для этой процедуры пунктах. Существуют временные трудности, но обученный персонал уже переводится с прежних мест оформления. Более того, руководство нашей таможни вышло с предложением к руководству ФТС организовать в Белгороде внутренний таможенный пост - Старогородский, а в Валуйках, где также оформляются большие объемы грузов, создать новый Трошинский пост. Главное для нас - не блокировать работу участников ВЭД, а сделать всю процедуру максимально быстрой и качественной.
Без выходных
Посты для участников ВЭД в Белгородской области оставлены ФТС в связи с высоким уровнем их оснащения и высоким качеством оформления документации. К оснащению можно отнести и постоянно улучшающиеся условия, как для работы таможенников, так и для самих участников ВЭД и таможенных брокеров. Например, только что в Грайвороне открылось новое здание для работы подразделений таможенного поста (до этого пятнадцать лет люди в жару и в холод ютились в железных вагончиках). Оно оснащено в соответствии с самыми современными требованиями. В связи с возросшим на грайворонском направлении с первого января 2008 года потоком грузового транспорта, переместившимся сюда с Брянской и Курской таможен, уже организовано десять новых рабочих мест. Сюда же перешли инспекторы теперь уже упраздненного отдела Пролетарского таможенного поста. Это позволяет теперь оформлять здесь грузы в две смены без выходных и перерывов с восьми утра до восьми вечера.
Переход на визуальный автоматизированный контроль приближает российскую таможню к европейским стандартам работы с грузами
На двух оставшихся для процедуры основного таможенного оформления постах - Грайворонском и Шебекинском - есть определенная специфика, которую можно назвать белгородским ноу-хау.
- Суть в том, что на указанных таможенных постах склады временного хранения расположены в непосредственной близости от пунктов пропуска. На них размещены подразделения постов и осуществляется основное таможенное оформление товаров, которые сразу непосредственно из пункта пропуска помещаются на эти склады с дальнейшим помещением под таможенный режим. Таможенные формальности сводятся к минимуму. Машина сразу помещается на оформление без процедуры внутреннего таможенного транзита, - поясняет Игорь Алейников. - Такая схема наиболее оптимальна на сегодняшний день. Ее применяют только на этих постах по всей российско-украинской границе. И сами участники ВЭД отмечают, насколько это для них комфортно.
В автоматическом режиме
Значительно ускорит процесс оформления и то, что теперь Белгородская таможня обладает уникальным дорогостоящим оборудованием - двумя мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами. Один из них уже расположен на Грайворонском таможенном посту. Осталось только получить от Роспотребнадзора лицензию на его хранение и санэпидзаключение на применение, так как по сути это сканер-рентген, имеющий определенные стандарты безопасности: присутствует мощное ионизирующее излучение, радиус действия которого - тридцать на пятьдесят метров.
Подобные комплексы - еще одно приближение российской таможни к европейским стандартам работы с грузами. Это - переход на визуальный автоматизированный таможенный контроль. При его проведении машина с грузом сканируется полностью, включая шины и "бардачок" водителя. Процедура автоматического контроля занимает от трех до пяти минут. Не надо ничего вскрывать, оформлять для этого документы, выгружать, загружать товар. Все видно на экране компьютера у инспектора, работающего внутри комплекса. Каждое изображение сохраняется и в случае необходимости распечатывается в цвете. Каждый оттенок - характеристика того, что внутри машины: разные виды металла, текстиль, кожа, органика. Кроме того, как только грузовой автомобиль с подлежащим оформлению грузом въезжает на склад временного хранения, на электронных весах у инспектора отмечается вес, а на компьютере виден груз. Инспектор сравнивает увиденное с заявленным в декларации, которая уже к моменту прибытия машины находится на посту (и это тоже стандарт Евросоюза). Если нет никаких претензий, то через несколько минут "фура" въезжает на территорию страны с уже оформленными документами.
Транспорт и груз проходят контроль в оптимальном, сжатом режиме. Здесь же в Грайвороне (а также еще на МАПП "Нехотеевка") установлена мощная передвижная рентген-телевизионная установка HighScan. Это также влечет за собой минимальные затраты времени для досмотра людей и багажа и жесткий таможенный контроль всего того, что через границу перевозят с собой граждане.
Прямая речь
Владимир Дмитренко, начальник Грайворонского таможенного поста:
- Мы действительно уже почувствовали, как изменились объемы нашей работы. Теперь у нас происходит основное таможенное оформление пяти районов Белгородской области - Грайворонского, Борисовского, Ракитянского, Краснояружского, Ивнянского. Уже увеличилось количество участников ВЭД. Если в прошлом году их всего было 47, то на конец января их уже 63. А если сравнить начало 2007 года и аналогичный период этого года, то в 2007 году нами было оформлено 47 основных таможенных деклараций, а в 2008 - 106. Есть прирост и по перечислениям в федеральный бюджет. В 2007 году их было около 5 миллионов рублей, а к концу января 2008 года - уже 25 миллионов рублей.
"Российская Бизнес-газета" от 19 февраля 2008 г.