Оператор сделает выбор
«Российский рынок таможенно-логистических услуг: проблемы и перспективы развития» – такова была тематика круглого стола, который провел журнал «РЖД-Партнер» в Москве.
К участию в нем были приглашены
Федеральная таможенная служба, OOO "Партнер Логистик",
ОАО "РЖД", ООО "Цолл.ру", "Международный таможенный брокер", ЗАО
"Желдорброкер", STS Logistics, ФИГЕ
ТРАНСПОРТ.
В ходе заседания были обсуждены
вопросы перспективных технологий
таможенного декларирования, информационного обмена, электронного декларирования, ускорения таможенного
оформления с помощью предварительного информирования, а также законодательные ограничения, препятствующие развитию таможенного дела в
России.
Внедрение современных методов
таможенных процедур, а также перспективные разработки института таможенного брокерства в последние
несколько месяцев приобрели особую
актуальность.
В обсуждении заявления первого
вице-премьера Сергея Иванова о введении государственной монополии на
услуги таможенных брокеров Всеволод
Титов (ОАО "РЖД") отметил, что существование таможенной деятельности
без таможенного брокера немыслимо,
так как это узко специальная деятельность, специфичная, включающая в
себя много направлений - юридические, транспортные, административные,
организационные и другие. "Если брокерскую деятельность возьмет на себя
государство, это невыгодно будет участникам таможенного оформления -
грузоотправителям, грузополучателям,
потому что не будут учтены интересы
потребителей, так как частный таможенный брокер предоставляет максимум адресных услуг".
С другой стороны, подготовленность
брокеров работать с использованием современных систем таможенного
оформления Алексей Друшляков (ГУ-ОТК ФТС России) оценил негативно.
"Есть комплекс причин, по которым эта
информационная составляющая находится в зачаточном состоянии. Большие
логистические центры ведут информационное досье на своих клиентов (контракты, инвойсы в электронном виде).
Накапливается большой массив информации, который можно использовать при
декларировании. Другие организации
привыкли работать очень просто: им
пришел груз, сидит сотрудник, который
добросовестно перебивает данные с использованием программ, делает электронную копию декларации и спокойно
с этим пакетом документов приходитв
таможню. Это минимизирует затраты
брокера, нужно тратиться только на содержание программ и на зарплату этого
специалиста, который прошел обучение
и имеет соответствующий сертификат".
Основной причиной происходящего,
по мнению Алексея Друшлякова, является несовершенная законодательная база
и нехватка общегосударственной поддержки. "Взаимодействие между таможенными и налоговыми органами, между
железной дорогой и таможней находится
в стадии развития", говорит он.
Об эффективности работы в системе
электронного декларирования Андрей
Федосеев (ООО "Цолл.ру") сказал, что
в течение года на двух постах эта система не работает, валопотока и периодичности нет. С другой стороны, электронное декларирование эффективно
для крупных клиентов, имеющих большую номенклатуру поставок.
По вопросу оценки теневых таможенных брокеров эксперт круглого стола
Любовь Мороз ("Международный таможенный брокер") заявила, что у них
все дешевле, особенно в сфере малого
бизнеса, но именно там происходит наибольшее количество административных нарушений в области таможенного
дела. "Они не несут никакой ответственности ни перед государством, ни
перед таможенными органами, никаких
отчислений они государству не производят".
Говоря о конкуренции со стороны
незарегистрированных посредников,
Всеволод Титов считает, что это проблема получателя, так как, обращаясь
к серым брокерам, он возлагает ответственность на себя.
В обсуждении вопроса ускорения
процедур оформления был приведен
пример зарубежных коллег. В США по
законодательству должны оформлять
документы только таможенные брокеры, а в Европе этим может заниматься
и сам грузовладелец. На вопрос, какая
модель должна быть выбрана для российского рынка, Алексей Друшляков
заметил, что приводить в пример опыт
работы США не стоит, так как функции
и задачи у нас разные. "Помимо соблюдения запретов и ограничений, мы
должны еще провести предварительную обработку, анализ информации.
Это требует значительных временных
и материально-технических затрат".
"Основная проблема у нас сейчас,
связанная с системой предварительного информирования, сподвигнуть
заинтересованных лиц, чтобы они нам
представляли сведения, которые нам
нужны. К сожалению, не все в состоянии представлять нам эту информацию", подчеркивает он.
В заключение эксперты единогласно согласились с тем, что участник
ВЭД должен иметь выбор: либо пользоваться услугами посредника, либо
оформлять документы самостоятельно.
Таможенные брокеры, в свою очередь,
надеются на то, что, помимо упрощения процедур таможенного оформления, будут учитываться и их насущные
проблемы: программы и технологии,
которые внедряются, также будут способствовать решению проблем, с которыми сталкиваются операторы рынка.
Оксана ГЕРАСЮТИНА
Журнал «Таможня» №13 [180] июль 2007 г.