11.07.07

Оператор сделает выбор

«Российский рынок таможенно-логистических услуг: проблемы и перспективы развития» – такова была тематика круглого стола, который провел журнал «РЖД-Партнер» в Москве.

К участию в нем были приглашены Федеральная таможенная служба, OOO "Партнер Логистик", ОАО "РЖД", ООО "Цолл.ру", "Международный таможенный брокер", ЗАО "Желдорброкер", STS Logistics, ФИГЕ ТРАНСПОРТ.

В ходе заседания были обсуждены вопросы перспективных технологий таможенного декларирования, информационного обмена, электронного декларирования, ускорения таможенного оформления с помощью предварительного информирования, а также законодательные ограничения, препятствующие развитию таможенного дела в России.

Внедрение современных методов таможенных процедур, а также перспективные разработки института таможенного брокерства в последние несколько месяцев приобрели особую актуальность.

В обсуждении заявления первого вице-премьера Сергея Иванова о введении государственной монополии на услуги таможенных брокеров Всеволод Титов (ОАО "РЖД") отметил, что существование таможенной деятельности без таможенного брокера немыслимо, так как это узко специальная деятельность, специфичная, включающая в себя много направлений - юридические, транспортные, административные, организационные и другие. "Если брокерскую деятельность возьмет на себя государство, это невыгодно будет участникам таможенного оформления - грузоотправителям, грузополучателям, потому что не будут учтены интересы потребителей, так как частный таможенный брокер предоставляет максимум адресных услуг".

С другой стороны, подготовленность брокеров работать с использованием современных систем таможенного оформления Алексей Друшляков (ГУ-ОТК ФТС России) оценил негативно. "Есть комплекс причин, по которым эта информационная составляющая находится в зачаточном состоянии. Большие логистические центры ведут информационное досье на своих клиентов (контракты, инвойсы в электронном виде). Накапливается большой массив информации, который можно использовать при декларировании. Другие организации привыкли работать очень просто: им пришел груз, сидит сотрудник, который добросовестно перебивает данные с использованием программ, делает электронную копию декларации и спокойно с этим пакетом документов приходитв таможню. Это минимизирует затраты брокера, нужно тратиться только на содержание программ и на зарплату этого специалиста, который прошел обучение и имеет соответствующий сертификат".

Основной причиной происходящего, по мнению Алексея Друшлякова, является несовершенная законодательная база и нехватка общегосударственной поддержки. "Взаимодействие между таможенными и налоговыми органами, между железной дорогой и таможней находится в стадии развития", говорит он.

Об эффективности работы в системе электронного декларирования Андрей Федосеев (ООО "Цолл.ру") сказал, что в течение года на двух постах эта система не работает, валопотока и периодичности нет. С другой стороны, электронное декларирование эффективно для крупных клиентов, имеющих большую номенклатуру поставок.

По вопросу оценки теневых таможенных брокеров эксперт круглого стола Любовь Мороз ("Международный таможенный брокер") заявила, что у них все дешевле, особенно в сфере малого бизнеса, но именно там происходит наибольшее количество административных нарушений в области таможенного дела. "Они не несут никакой ответственности ни перед государством, ни перед таможенными органами, никаких отчислений они государству не производят".

Говоря о конкуренции со стороны незарегистрированных посредников, Всеволод Титов считает, что это проблема получателя, так как, обращаясь к серым брокерам, он возлагает ответственность на себя.

В обсуждении вопроса ускорения процедур оформления был приведен пример зарубежных коллег. В США по законодательству должны оформлять документы только таможенные брокеры, а в Европе этим может заниматься и сам грузовладелец. На вопрос, какая модель должна быть выбрана для российского рынка, Алексей Друшляков заметил, что приводить в пример опыт работы США не стоит, так как функции и задачи у нас разные. "Помимо соблюдения запретов и ограничений, мы должны еще провести предварительную обработку, анализ информации. Это требует значительных временных и материально-технических затрат".

"Основная проблема у нас сейчас, связанная с системой предварительного информирования, сподвигнуть заинтересованных лиц, чтобы они нам представляли сведения, которые нам нужны. К сожалению, не все в состоянии представлять нам эту информацию", подчеркивает он.

В заключение эксперты единогласно согласились с тем, что участник ВЭД должен иметь выбор: либо пользоваться услугами посредника, либо оформлять документы самостоятельно. Таможенные брокеры, в свою очередь, надеются на то, что, помимо упрощения процедур таможенного оформления, будут учитываться и их насущные проблемы: программы и технологии, которые внедряются, также будут способствовать решению проблем, с которыми сталкиваются операторы рынка. Оксана ГЕРАСЮТИНА
Журнал «Таможня» №13 [180] июль 2007 г.