30.01.08

Окно в Европу требует расширения

РБК daily; 30.01.08



Росморречфлот вчера объявил об утверждении генплана развития порта Усть-Луга. Минтранс РФ согласился с предложениями руководства компании по возможности размещения к 2015 году на юге Ленинградской области крупнейшего в России порта с грузооборотом в 120,6 млн т, что в 3,5 раза превышает прежние проектные мощности порта и на 20% — последние прогнозные планы руководства. Главной проблемой теперь будет обеспечение логистики порта, однако с утверждением генплана у компании есть на руках все козыри, чтобы убедить РЖД и «Транснефть» наращивать подходы к нему.

Согласно последнему генплану, действовавшему с 2004 года, конечная мощность порта в устье реки Луга должна была составлять около 35 млн т в год. Однако еще два года назад руководство компании приступило к разработке нового генплана, ориентируясь первоначально на уровень в 70 млн т в год, что на тот момент казалось довольно смелым прогнозом. До сих пор в эксплуатацию введен лишь небольшой угольный терминал и в тестовом режиме работает железнодорожно-паромный комплекс, который за прошлый год перегрузил лишь несколько десятков вагонов.

Пока территория порта охватывает 810 га, однако в планах его расширение за счет территории Сойкинского полуострова до 1,6 тыс. га. Согласно расчетам нового генплана, основная часть грузооборота будущего порта к 2015 году придется на нефтеналивные (36 млн т в год), контейнерные (33,5 млн т в год) и навалочные грузы (32,5 млн т в год). Кроме того, ожидается перевалка 13,1 млн т генеральных, 2,6 млн т лесных и 2,9 млн т паромных грузов.

Реализация заявленных Усть-Лугой планов будет находиться в прямой зависимости от решения РЖД по расширению действующих подходов к порту, которые строятся исключительно за счет монополиста. Как сообщил вчера председатель совета директоров «Усть-Луги» Валерий Израйлит, планируется, что по железной дороге будет вывозиться около 97 млн т грузов. Действующая пока программа строительства подходов предполагает обеспечение лишь 36 млн т грузов в год, что обойдется РЖД в 35 млрд руб., из которых только в прошлом году было освоено 5,4 млрд руб. По словам Валерия Израйлита, договоренности с железнодорожниками о перспективах развития подходов к порту уже есть.

Кроме развития железнодорожного транспорта в Усть-Луге обсуждается и возможность подвода трубопроводов к порту. Пока крупнейшим из наливных терминалов в порту проектируется комплекс «Зарубежнефти» (10,5 млн т в год). Его представители заявляли о возможности расширения терминала до 70 млн т в год, однако реализация этого проекта будет возможна лишь с воплощением планов Минпромэнерго по строительству второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Шансы на это существенно повысились с назначением главой «Транснефти» прежнего генерального директора «Зарубежнефти» Николая Токарева.

«В долгосрочной перспективе рост грузооборота порта Усть-Луга до 120 млн т в год не кажется невероятным. РЖД, планируя свое развитие на ближайшие 10—15 лет, не исключило возможности увеличения пропуск­ной способности железнодорожной ветки, идущей к порту, почти до 100 млн т, — отмечает директор по развитию ИА «Портньюс» Надежда Малышева. — Кроме того, в настоящее время еще не принято окончательного решения относительно строительства дополнительной нитки БТС, которая может быть направлена в сторону Усть-Луги. Наряду с развитием автодорожной инфраструктуры это позволяет рассчитывать на то, что столь масштабные планы будут реализованы».