28.09.06

Оживление шелкового пути

"Казахстан сегодня располагает большим транспортным потенциалом и неограниченными транзитными возможностями благодаря своему стратегически выгодному географическому положению, а соседство с Китаем способствует привлечению большого объема грузов. В настоящее время Казахстан по объему взаимного товарооборота с КНР прочно удерживает второе место после России среди государств СНГ и Восточной Европы", - рассказывает корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" менеджер по международным ПК "Фирма Экпресс" Елена Тоцкая.

- В этой связи Правительство Казахстана планирует реализовать два крупных проекта в рамках намеченной транспортной стратегии на 2009-2010 годы. Первый из них предполагает модернизацию пограничного перехода "Достык Алашанькоу" с целью увеличения пропускной мощности перехода до 25-ти миллионов тонн в год. Второй предусматривает строительство новой железнодорожной магистрали "Сары-Озек Хоргос" параллельно существующей автодороге. По замыслу авторов проекта, в создаваемом сейчас центре международного приграничного сотрудничества "Хоргос" будет координироваться экспортно-импортная торговля, обслуживаться торговые сделки.

Посредством "Хоргоса предполагается также усилить контроль над качеством ввозимых товаров и в отношении контрабандной и контрафактной продукции. Принимается комплексная программа по развитию участка Актогай Достык на 2006-2011 годы. Уже в этом году начинается отвод земель под строительство этой железной дороги. Транзитный коридор Достык Алашанькоу ключевое звено Трансазиатской международной магистрали. В Китае сегодня принята новая программа "Go west ("Идти на Запад"), которая предполагает бурное развитие десяти провинций Китая. Министерство железных дорог КНР оказывает активное содействие ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" в разработке технико-экономического обоснования проекта строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали с шириной колеи 1435 мм.

Казахстан, как известно, не имеет прямого выхода к морю и, помимо Китая, нам экономически выгодно прокладывать наземные пути к другим государствам - это может оживить Великий шелковый путь. Данным проектом является трансконтинентальный транспортный проект ТРАСЕКА, финансируемый ЕС. Принят в мае 1993 года в Брюсселе для создания транспортного коридора из Европы через Черное море, Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию. В программе ТРАСЕКА участвуют 13 государств: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция. Узбекистан, Украина и Туркменистан.

- Как известно, рассматривается и вопрос о присоединении к коридору Ирана

- Да. Для Казахстана иранское направление является интересным в плане расширения экспортного потенциала по поставкам углеводородного сырья на мировые рынки. Также очень интересен проект осуществления транзита казахстанской продукции через иранские порты на Каспии. В порту Амирабад осуществляется строительство железнодорожного терминала с соответствующей инфраструктурой и прокладка железнодорожной ветки до стыка с основной магистралью. Поскольку Казахстан не имеет прямого выхода к мировому океану строительство железнодорожного терминала для перевалки зерновых культур объемом в восемь тыс.тонн, с дальнейшим увеличением до 30-ти тыс.тонн, очень выгодно для нашей экономики. В порту Анзали готов к пуску зерновой терминал, мощность которого позволяет хранить шесть тыс.тонн зерна.

- С точки зрения руководителя независимой транспортной компании, как Вы оцениваете перспективы работы до конца года и в будущем?

- На рынке транспортно-экспедиторских услуг мы работаем с августа 1988 года и являемся одной из самых стабильных и надежных компаний в Казахстане. Наш головной офис находится в Алматы, филиалы в крупных городах Казахстана: в столице Республики Астане, а также в Уральске и Аксае, которые на сегодняшний день стабильно развиваются благодаря деятельности, связанной с добычей нефти и газа.

Осуществляем перевозки любых грузов всеми видами транспорта (кроме трубопроводного по Казахстану) в странах СНГ, Европы и всего мира. К основным преимуществам компании мы с уверенностью относим наличие своего собственного автомобильного парка, который насчитывает более 20-ти единиц марок Mercedes, Volvo, MAN, КамАЗ, "Газель". Кроме того, мы всегда можем предложить нашим клиентам наиболее выгодные тарифы на наши услуги благодаря долговременным деловым связям с крупнейшими международными экспедиторскими компаниями и отличному знанию рынка транспортно-экспедиторских услуг. Нашими постоянными клиентами являются, например, такие компании, как: Agip, BG Services, Saipar, Saipem, BG, DHL Logistics, Halliburton, бизнес которых связан с разработкой нефтегазовых месторождений на территории Казахстана.

- Располагает ли компания собственным парком железнодорожного подвижного состава и как Вы оцениваете потенциальное развитие этого направления?

- К сожалению, на данный момент у нас нет собственных вагонов, однако мы планируем их приобретение в ближайшем будущем - не забывая и о расширении собственного автомобильного парка. Мы отчетливо осознаем перспективы железнодорожных перевозок и собираемся приобретать такой подвижной состав, как цистерны, крытые вагоны и контейнеры. Кроме того, приоритетным направлением развития нашей деятельности является установление партнерских отношений с крупными международными всемирно известными транспортно-экспедиторскими компаниями. Основной целью нашей работы, прежде всего является скорость доставки грузов заказчику, минуя проблемы разного характера. Так как, оказывая транспортно-экспедиционные услуги, мы являемся помощником и представителем в сложном процессе перевозок.

- Как в этой связи строятся отношения с российскими компаниями?

- Сегодня мы стараемся налаживать связи с российской стороной. К нам проявляют интерес многие предприятия РФ касательно перевозки негабаритных грузов и товаров народного потребления. Пока преждевременно сообщать названия наших партнеров, отмечу лишь, что нас интересует долговременное взаимодействие, так как Казахстан и Россия два развивающихся государства, богатых природными ресурсами и тем самым имеют огромный потенциал для плодотворного развития и взаимовыгодного сотрудничества.

- Как можно охарактеризовать уровень взаимодействия с НК "Казакстан темiр жолы", таможенными органами Республики?

- Отношения с НК "КТЖ , таможенными и органами государственного регулирования республики сложный вопрос, на который невозможно однозначно ответить. Не будем скрывать, основа работы этих органов хорошо отлаженный бюрократический аппарат, который невозможно обойти без каких-либо препятствий. Работа таможенных органов включает в себя три основных проблемных фактора: коррупция, непрозрачность и недоступность гражданам в получении информации. В связи с переносом всех министерств и ведомств, в том числе и главного управления НК "КТЖ в столицу Республики Астану стало очень трудно общаться с ними посредством телефонной и факсимильной связи. Ответа приходится ждать месяцами, что очень усложняет нашу работу экспедиторов и тем самым тормозит развитие транспортного процесса, что, в свою очередь, наносит огромной урон экономике Республики.

"РЖД-ПАРТНЕР"; 26/09/06