15.01.16

Одна на всех

Минтранс утвердил обновлённую форму заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом

Министерство транспорта своим приказом утвердило обновлённую форму заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (форму ГУ-12), которая является единой для всех грузоотправителей. Приказ также отражает особенности создания заявки в электронном виде и содержит нововведения в порядке её предоставления перевозчику. Ведомственный приказ вступил в силу 27 декабря.

В приказе говорится, что заявки предоставляются перевозчику в трёх экземплярах, один из которых предназначен непосредственно для него, другой – для владельца инфраструктуры, третий – для последующего возвращения грузоотправителю. В документе указаны некоторые особенности, отличающие предоставление заявок в электронном виде. Приложение приказа содержит обновлённую форму заявки на перевозку грузов (форму ГУ-12) и порядок её заполнения. В соответствии с приказом форма ГУ-12 по-прежнему остаётся единой для всех подающих её в ОАО «РЖД» предприятий-грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов с водного на железнодорожный транспорт. Перевозчик, как и раньше, согласно приказу, обязан рассмотреть заявку в течение двух дней от даты регистрации, после чего согласовать её либо отклонить.

«Отмечу, что сегодня все установленные сроки рассмотрения заявок РЖД исполняются. При этом за компанией закреплена ответственность за просрочку рассмотрения поданных грузоотправителями заявок», – сообщил директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта Вячеслав Петренко.

Он пояснил, что необходимость указания точной даты отгрузки, являющегося одним из нововведений в форме заявки, поможет дисциплинировать грузоотправителей. Другое нововведение в заявке – требование указания грузоотправителем принадлежности вагона. Оно необходимо для того, чтобы избежать прихода на железнодорожные станции большего, чем необходимо для перевозки продукции, числа вагонов.

«Согласно установленным правилам и в соответствии со ст. 11 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» РЖД как перевозчик рассматривает поступающие к ним заявки в течение двух суток. И далее в соответствии с правилами компания рассматривает заявку ещё как владелец инфраструктуры – не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и максимум 10 дней при транспортировке в прямом/непрямом международном, смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. Таким образом, общий срок рассмотрения заявки РЖД составляет 7 и 12 суток соответственно», – рассказал начальник отдела планирования и нормирования контейнерных перевозок управления планирования грузовых перевозок центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Владимир Иваненский.

Он отметил, что компанией сейчас установлены сокращённые сроки предоставления заявок. К примеру, по просьбе грузоотправителей при перевозках в контейнерах сокращённые сроки устанавливаются в прямом железнодорожном сообщении (за трое суток), в прямом смешанном, в прямом и непрямом международном, а также в составе контейнерных поездов (за пять суток). Фактически же сроки рассмотрения заявок РЖД составляют не более суток в прямом сообщении. В международном сообщении этот срок может быть увеличен за счёт ожидания подтверждения зарубежных партнёров или согласия порта. При этом на всех основных направлениях, если отсутствуют какие-либо инфраструктурные ограничения или форс-мажоры, РЖД обеспечивают рассмотрение заявок на перевозку грузов в возможно короткий срок.

«Необходимо, чтобы помимо сроков рассмотрения заявки порядок устанавливал какие-то «карательные» меры за их нарушение в отношении РЖД. По причине того, что сегодня имеют место случаи нарушения ими сроков рассмотрения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При этом в приказе не следует устанавливать «особые» требования к заполнению заявок в электронном виде, так как в печатной форме уже содержится исчерпывающий список информации для перевозчика и владельца инфраструктуры», – считает первый заместитель генерального директора ПАО «Кузбасская топливная компания» Иван Гептинг.

«Карательные меры за неисполнение сроков рассмотрения заявок РЖД вводить не следует. Они приведут к обратному от желаемого результату – отклонению заявки точно в срок и необходимости подавать новую с очередным сдвигом начала погрузки. Необходимо ввести обязательное условие автоматизированного информирования клиента – подателя заявки ГУ-12 о статусе согласования/причинах задержки/ориентировочном сроке окончательного решения – например, каждые шесть или 12 часов или в восемь и 18 часов ежесуточно», – отмечает руководитель направления «внешняя логистика» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Татьяна Дурейко.

По её словам, точный график отгрузки в рамках ГУ-12 выполним не для всех. Даже у крупных металлургов существуют отправки «в распыление», по которым предприятие никогда не сможет попасть в плановый календарь, составленный за 10 суток до начала месяца, когда отсутствует пакет заказов на следующий месяц. Ещё сложнее отразить такой график в заявке для предприятий среднего бизнеса.

Указание в заявке собственника вагона, по её мнению, отличают следующие нюансы. Так как у многих холдингов есть сервисные контракты или аффилированные операторские компании, данным грузоотправителям не сложно указать собственника вагона в соответствующем поле. Но у предприятий, не имеющих таких контрактов и аффилированных операторов, данное требование снижает вероятность использования заявки без корректировки по факту получения того или иного вагона.

«Всё-таки вызывает вопросы введённая в новой форме заявки вместо предполагаемой точная дата отгрузки. Её возможно указать только при единой организации работы грузоотправителя и РЖД», – сообщила ведущий инженер транспортного управления ОАО «Акрон» Анна Яблонская.

По её словам, также усложнять работу грузоотправителям будет необходимость указания в заявке принадлежности подвижного состава. К примеру, ОАО «Акрон» в месяц загружает порядка 700 – 800 полувагонов, из которых 5–8 принадлежат собственникам. При такой структуре подвижного состава грузоотправитель не может угадать, какой полувагон будет загружен на ту или иную станцию. И менять в заявке каждый раз одного собственника на другого ему сложно.

Резюмируя мнения опрошенных экспертов, можно отметить, что применение обновлённой формы заявки способно повысить эффективность грузовых железнодорожных перевозок при тесной совместной работе перевозчика, оператора, грузоотправителя и грузополучателя.

Гудок