Обратная сторона Таможенного союза
Позиционируемый создателями как альтернатива и чуть ли не конкурент ЕС Таможенный союз стартовал весьма странным образом – с экономических войн, которые дали экспертам основание для утверждений о несостоятельности объединения «ненастоящих экономик».
Всевозможные организационные «овраги» Таможенного союза, которые договаривающиеся стороны в дикой спешке забыли и оттого не учли, начали вырисовываться из-под бумажной глади и создавать серьезные проблемы. А сами участники проекта на его начальном этапе напоминают героев басни Крылова — Лебедя, Щуку и Рака, которые никак не могут сдвинуть с места таможенный воз.
Экстренная реанимация
Появление ТС широко обсуждается не только в экспертных кругах стран-участниц, но и далеко за их пределами. Споры в основном идут по части состоятельности и перспектив этого союза, а также экономических выгод участия в нем той или иной страны. Но «за бортом» остался один и очень важный, по крайней мере, для Казахстана вопрос. А именно: почему интеграционные проекты, которые предлагались Нурсултаном Назарбаевым еще в начале 90-х годов, в то время не воспринимались серьезно высшими политическими кругами России, а с лета прошлого года вдруг стали крайне популярны и буквально за полгода (!) воплотились в реальность? И если правильно подобрать ключ к этому вопросу, откроется не только обратная сторона ТС, но также станет видна дальнейшая судьба Республики Казахстан.
Раньше интеграционные идеи казахстанского лидера вызывали неподдельный интерес только у той части российских политологов и журналистов, которые были озабочены перспективами имперского будущего России. К примеру, интеграционные инициативы Назарбаева были поддержаны известным политологом, вдохновителем «евразийской идеи» Александром Дугиным, который даже посвятил ему целую книгу.
Сегодня, после экстренной реанимации, интеграционная идея вдруг скоропалительно и тотально завладела умами руководства России. Как и чем можно объяснить столь мгновенное озарение? Попробуем отыскать конец веревки и развязать этот наспех заплетенный гордиев узел Таможенного союза.
Кому выгоден ТС?
Ответ на этот вопрос вроде бы очевиден. От ТС больше всего выигрывает в экономическом плане самая сильная участница — Россия, а Казахстан и Беларусь идут в ее фарватере и только послушно подстраиваются под ее интересы. Но если обратиться к цифрам, то окажется, что как раз таки Россия от участия в этом проекте в финансовом отношении только... проигрывает.
Судите сами. По оценке российских экономистов, в 2009 году таможенные платежи в федеральный бюджет России составили колоссальную сумму в 3,5 триллиона рублей, что составляет более половины всех доходов государства. А в 2010 году, учитывая издержки на ТС, таможенники получили задание от правительства России собрать не менее 2,7 триллиона рублей, что составляет порядка 40% от всех доходов государства. Таким образом, из-за ТС Россия за один год теряет как минимум порядка 800 млрд рублей! А если брать во внимание то, что в нынешнем году прогнозируется некоторое улучшение экономической ситуации, то потери бюджета могут составить более триллиона рублей. На эти деньги Россия может целый год содержать не только своих партнеров по ТС, но и весь СНГ. Не слишком ли дорого обходится России ТС?
Как видим, таможенные пошлины в буквальном смысле содержат всю Российскую Федерацию, что, конечно, является свидетельством искажения самой сути таможенной политики. Но это внутренняя проблема России, и не об этом сейчас речь.
Суть в том, что с созданием ТС, на первоначальном этапе, таможенные сборы в РФ будут только сокращаться. Исходя из этого, видимо, и следует понимать демарш главы ФТС России Андрея Бельянинова, который непосредственно отвечает за таможенные сборы. А недовольство таможенников является лишь эхом подковерной борьбы в правительстве России, где идет противостояние двух ведомств — Минэкономразвития и Минфина, взгляды которых на проект Таможенного союза, надо сказать, отличаются в корне. Это выявило острые противоречия в правительстве России, что в очередной раз подтвердило разговоры, что там не все ладно и кабинет министров вовсе не является сплоченным, дружным коллективом единомышленников, ведомых сильным руководителем.
По оценке экспертов, финансовые потери, которые понесет бюджет России на первых порах, со временем вернутся сторицей. Но, в отличие от более последовательного и дальновидного экономиста Набиуллиной, финансиста Кудрина это завтра, видимо, не устраивает. Отталкиваясь от необходимости планового пополнения федерального бюджета, он не желает терять ни рубля и со свойственной финансисту расчетливостью требует прибылей сегодня, много и сразу.
Что монополисту плохо, то потребителю хорошо
Что касается Беларуси и Казахстана, то, кроме очевидных экономических плюсов от нового объединения, здесь иные перспективы просто не просматриваются. Эти преимущества уже многократно озвучивались, так что нет смысла вновь их перечислять.
К слову, широко распиаренное, в том числе и в казахстанских СМИ, «белорусское чудо» в большей степени зависит не от количества произведенного молока, мебели и тракторов, а от объемов беспошлинной российской нефти. Именно на перепродаже черного золота на Запад Беларусь не напрягаясь ежегодно получает колоссальную прибыль до 5 млрд долларов. Для небольшой белорусской экономики эта цифра просто огромна.
Казахстан также внакладе не остается. Достаточно уже того, что для успешного казахстанского бизнеса открывается огромный привлекательный российский рынок. И этот аргумент перевешивает все минусы, если таковые имеются. А различные плачущие производители, которых в дрожь бросает перспектива конкуренции со стороны партнеров по ТС, должны успокоиться. Ведь в ВТО, куда стремится попасть каждая страна, условия куда жестче.
Мы все эти годы видели, как пользуются протекционистскими мерами государства местные товаропроизводители — сговариваются и резко взвинчивают цены и тарифы. Почему-то они в это время об интересах потребителей не думают. Но при этом все время апеллировать к защите отечественного производителя, то есть себя любимых, никогда не забывают. В этом свете достаточно привести пример с производителем-монополистом сахара. В созданных для него тепличных условиях мы наблюдаем, как он варварски, особенно в сезонный период, поднимает цены на этот ходовой и необходимый продукт. И таким монополистам в Таможенном союзе будет действительно плохо. А что монополисту плохо, то потребителю хорошо.
И как бы это ни звучало цинично, но таковы уродливые особенности казахстанского рынка. Останутся только те производители, которые заинтересованы в развитии производства, повышении качества при ценах в пределах разумного, и нацеленные на долгосрочную деятельность. А тем, кто живет одним днем, кто работает лишь на получение сиюминутной сверхприбыли, таким придется покинуть рынок или же потесниться.
Тандем дает трещину?
Одну из причин скоропалительного создания ТС нужно искать в недрах высших политических кругов России. Последние события, происходящие на политическом олимпе северного соседа, говорят о том, что былой дружный тандем «Медведев — Путин» медленно, но верно идет к расколу. И чем ближе дата очередных президентских выборов, тем явнее и острее выявляются разногласия. Эта тема сегодня одна из основных в политических кругах России.
Подобный исход изначально прогнозировался многими российскими экспертами, к примеру, Станиславом Белковским. Хотя некоторые аналитики считают трения между двумя политиками лишь актами тонко разыгрываемого спектакля по схеме «хороший и плохой следователи». Но упрямые факты не подтверждают наличия подобной игры и говорят об обратном. Серьезным аргументом в пользу назревающего противостояния является аналитический доклад, подготовленный мозговым центром президента России — Институтом современного развития, в котором конструируется будущее России, идущее вразрез с существующей путинской моделью.
Судя по некоторым действиям и громким заявлениям, Дмитрия Медведева начинает порядком угнетать роль свадебного генерала и первого среди равных. И он, по крайней мере, пытается вести свою игру, что выражается в серьезной критике существующей политической системы, в том числе и партии «Единая Россия», которая является детищем Владимира Путина. Перчатка еще не брошена, но с руки уже снята.
Все говорит о том, что в России назревает нешуточный политический кризис, причиной которого является углубляющееся противоречие между либералами с президентом во главе и силовиками, за которыми стоит премьер-министр. Сегодня вокруг президента России начинают сплачиваться люди, недовольные политикой премьер-министра. И среди них имеются очень влиятельные персоны, в том числе представляющие, как ни странно, силовой блок. Неожиданный наезд спикера верхней палаты парламента РФ Сергея Миронова на «ЕдРо» из этой же оперы. И это не может не беспокоить премьер-министра.
Видимо, с некоторых пор всесильный Владимир Путин начал сомневаться в своем партнере Дмитрии Медведеве. И поэтому, дабы не искушать судьбу, на следующие президентские выборы он решил идти в новой ипостаси — руководителя нового союзного государства. Но времени остается немного. Отсюда такая спешка и педалирование интеграционного процесса, из-за чего многие вопросы решаются на бегу, а договоры составляются «на коленке».
Помогать же г-ну Путину в этом деле будут три (четыре) заместителя. И в случае если проект заработает, наконец-то сбудется давняя карьерная мечта Нурсултана Абишевича, к которой когда-то он был очень близок, но в силу известных причин она ускользнула от него в далеком 91-м.
Сначала экономика, потом политика
Этот лозунг Нурсултана Назарбаева, которым наша власть руководствуется до сих пор, можно смело применить и по отношению к новому союзу. Российские эксперты чуть ли не хором говорят о Таможенном союзе как больше о политическом, нежели экономическом проекте. Потому, как уже было сказано выше, с финансово-экономической точки зрения для России он невыгоден. Значит, без политики здесь не обошлось. А Владимир Путин, который и претворяет его в жизнь, примеряет на себя роль собирателя земель. При этом с финансовыми потерями ему придется смириться. В свое время Советский Союз содержал чуть ли не половину обделенного третьего мира, что было соответствующей платой за роль сверхдержавы. А без объединения более или менее благополучных (хотя бы экономически) осколков былого Союза России эта роль не светит.
Кстати, как и ожидалось, свежеизбранный президент Украины Виктор Янукович уже объявил, что будет восстанавливать нарушенные экономические связи с Россией. И очевидно, что в скором времени мы будем наблюдать помпезное возвращение в интеграционный проект временно отсутствовавшего партнера. Так великолепная тройка трансформируется в четверку.
Поэтому смеем предположить, что после экономического объединения трех (четырех) стран, которое должно состояться в 2012 году, с неизбежностью последует и интеграция политическая. Сегодня объединительный процесс, к вящему недовольству некоторых соседей, к примеру, Узбекистана, полным ходом идет не только в экономической сфере. Он параллельно сопровождается усилением военной составляющей ОДКБ, в рамках которой под предлогом защиты рубежей нового союза от посягательств различных супостатов и террористов созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Надо полагать, что эти силы станут оперативно действующей дубинкой внутри этого объединения и, если возникнет необходимость, будут также выполнять и карательно-полицейские функции.
Ключи от будущего Казахстана
Впрочем, силовые методы будут применяться только в крайних случаях. Претензии и строптивые действия со стороны членов союза будут пресекаться мерами экономическими. В этом ключе и нужно искать ответ на вопрос «Почему вдруг возник короткий нефтяной инцидент между Россией и Казахстаном?».
Видимо, причины кроются в предшествовавшем ему российско-белорусском нефтяном конфликте. После того как две страны не смогли согласовать вопрос обложения пошлиной российской нефти, Казахстан через своего посла выразил готовность осуществлять поставки необходимого количества нефти в Беларусь. При этом Казахстан, похоже, нарушил негласные внутрикорпоративные правила, явно переоценив свои возможности и выйдя за рамки отведенной ему роли. Подобная дерзость пришлась не по душе игрокам в Кремле. Вот они и решили через блокирование поставок нефти на ПНПЗ поставить Казахстан на место и в лишний раз напомнить, кто в новом таможенном доме хозяин. Судя по невнятному бормотанию и испуганному виду казахстанских чиновников, сигнал был более чем понят.
Как говорил российский политолог Алексей Малашенко, «на любую трубу всегда найдется кран с винтом». Почти все краны от казахстанских нефтяных труб находятся в России. И стоит их там перекрыть, как тут же к Казахстану с его «экономическим процветанием» незаметно подкрадется некий пушистый зверек.
Какую форму обретет новое политическое объединение, покажет время, и это не суть важно. Скорее всего, между руководством трех стран имеются определенные договоренности. Думается, в отличие от пресловутых «ключей от кризиса» (в качестве которых доктор экономических наук то ли в шутку, то ли всерьез предлагал внедрить акметало-транзитало-дефектальную систему), Нурсултан Назарбаев знает или, по крайней мере, догадывается, где находятся ключи от будущего того квазигосударства, которое ему до поры до времени позволили возглавлять. Они находятся не в Кремле и уж тем более не в «Ак орде». Они в одной связке с «ключами от кризиса» лежат в более потаенном и надежном месте — в кармане Хозяина.
respublika-kaz.info 25.02.10