Обойдемся без брокеров
РБК daily
Первый вице-премьер Сергей Иванов предлагает отказаться от «околотаможенных услуг» фирм-посредников. По его мнению, перевозчики не должны платить за контроль, который осуществляют госорганы. Эксперты считают, что, если это не пустые слова, в России может появиться государственная монополия на услуги таможенных брокеров.
Выступая вчера на совместной коллегии Федеральной таможенной службы и Минтранса, Сергей Иванов рассказал, как сократить очереди в пунктах пропуска и облегчить жизнь участникам ВЭД. По мнению вице-премьера, в первую очередь надо ликвидировать частные компании, обеспечивающие сопровождение грузов через границы. «Прежде всего, я имею в виду так называемые «околотаможенные услуги», когда фирма-посредник предлагает оплачиваемые услуги по организации сопровождения грузов при прохождении пунктов пропуска», — сказал вице-премьер. По его словам, перевозчики не должны платить за контроль, который и так осуществляет государство. При этом он оговорился, что таможенные услуги должны быть полностью отделены от государства.
По мнению экспертов, не исключено, что таким образом государство пытается взять под свой контроль рынок «околотаможенных услуг». «Недавние действия государства уже были направлены на чистку рядов таможенных брокеров. Например, изрядно увеличились суммы обеспечения для организаций-посредников», — говорит генеральный директор ООО «Международный таможенный брокер» Валерий Светлов. По его мнению, не исключено, что в результате появятся государственные монополии на «околотаможенные услуги», что неизменно скажется на их качестве. «У государства есть тенденция расширять сферы своего влияния, и таможенная сфера не исключение», — соглашается эксперт по ВЭД компании СТМ Валерий Глыздов.
Однако вряд ли такого рода госмонополия вопрос ближайшего будущего. Слова Иванова, по мнению экспертов, не могут воплотиться в реальности в краткие сроки, поскольку у государства нет сейчас возможности взять на себя еще и посреднические функции. «Одно и то же юрлицо не может выполнять и карательные функции и оказывать содействие бизнесу, — говорит генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова. — Если участник ВЭД неправильно рассчитает платежи или не сумеет точно определить код товара, то таможня ему не поможет, а накажет». По словам старшего юриста по ВЭД юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елены Белозеровой, часто перевозчики не знают даже русского языка, не говоря уже о требованиях декларирования товаров. Имен-но поэтому упразднение коммерческих фирм, оказывающих посреднические услуги, пока преждевременно.
Ликвидацией фирм-однодневок предложения по усовершенствованию границы со стороны первого вице-премьера не исчерпываются. Например, Сергей Иванов предлагает сократить количество пропускных пунктов. По его мнению, их сегодня много и необходимо определиться, какие пункты нужны, а какие следует закрывать. Также вице-премьер предлагает оснащать грузовые фуры маячками типа ГЛОНАСС, при помощи которых можно будет отслеживать передвижение грузовиков по территории страны. «Если фура свернет не в том направлении, применить к перевозчику миллионные разорительные штрафы, которые будут сдерживающим фактором, и фура привезет груз туда, куда нужно», — доходчиво объяснил таможенникам необходимость таких маячков бывший министр обороны. Кроме того, по его мнению, на пунктах пропуска необходимо отделить фуры от легковых автомобилей и автобусов. Для последних вице-премьер предлагает создать «зеленые улицы», дабы не заставлять людей часами стоять в общих очередях.
МАРИНА СЕЛИНА
РБК daily 10.04.2007