01.06.05

Объем российского рынка экспресс-доставки приближается к $500 млн в год

Экспресс-доставка начиналась в России с пересылки документов для иностранных компаний. Сегодня экспресс-экспедиторы возят компьютеры, одежду, запчасти и многое другое. Объем рынка составляет, по разным оценкам, от $200 млн до $400 млн и продолжает увеличиваться в среднем на 30% в год. Простора для развития остается еще много.

Как измерить экспресс-отправления

Объективных данных об объеме российского рынка экспресс-отправлений, как водится, не существует. Публиковать абсолютные показатели компаниям "большой четверки" - DHL, TNT, UPS и Fedex - не позволяют корпоративные стандарты.

Поэтому большинство участников рынка публикует лишь процентные показатели доли рынка и ежегодного прироста, а также сильно разнящиеся оценки общего объема рынка.

Так, по оценке менеджера по операциям в России TNT Express Дмитрия Чельцова, объем рынка экспресс-отправлений составляет $300-400 млн. При этом рост объема операций составляет около 60% в год. Согласно оценке коммерческого директора Pony Express Вадима Дробота, рынок экспресс-отправлений в России составляет свыше $300 млн, при этом две трети приходится на международные отправления, а треть - на внутрироссийские. Как считает Дробот, темп роста рынка - более 30% в год.

Анализом рынка и долей участников не занимается и Ассоциация экспресс-перевозчиков России (АСЭП). Как считает президент АСЭП Владимир Стройков, анализом должны заниматься государственные органы. Строго говоря, вообще не существует единого мнения о том, что понимать под российским рынком экспресс-перевозок. По словам генерального директора UPS в России Ивана Шацких, на российском рынке экспресс-отправлений существует три основных вида доставки: импорт, экспорт и внутрироссийская доставка. Объем рынка импорта, по мнению Шацких, оценить трудно. Поэтому при оценке можно учитывать только экспорт и внутрироссийскую доставку, и с оценкой этого рынка в $200 млн можно согласиться, считает Шацких. Кроме того, при оценке темпов роста рынка также следует различать международную доставку, где рост составляет 20% в год, и внутрироссийские отправления, где рост - 40% и выше, уверен Иван Шацких.

"Если судить по количеству отправлений, то конверты считаются наравне с большими грузами. Измерять экспресс-отправления килограммами нецелесообразно. В мире меряют выручкой, однако не все готовы предоставить информацию о собственной выручке",- говорит генерального директора группы компаний "Армадилло" Сергей Круглов. "Армадилло", кстати, свои показатели выручки раскрывает: в 2004 году она составила 800 млн руб.

Классификация "Армадилло"

В компании разработали собственную классификацию рынка российских грузоперевозок. Она основывается на двух ключевых параметрах: скорости доставки и весе отправления. "Дорогие грузы обычно отправляются срочно, поэтому стоимость груза мы не учитываем",- поясняет Круглов.

По скорости отправления делятся на срочные (один-три дня) и несрочные (четыре и больше дней). За один-три дня самолетом можно доставить груз в любую точку России, а автомобилем - в любую точку европейской части страны.

По весу отправления можно разделить на три группы. Первая - отправления весом до 30 кг. "Обычно экспедиторы принимают классификацию почтовых правил: посылкой считается отправление весом до 31,5 кг",- говорит Круглов. Вторая группа - средний вес - от 30 до 1500 кг. "1500 кг - грузоподъемность целой "Газели" - большая величина для сборных грузов, но незначительная для железнодорожных отправлений",- объясняет Сергей Круглов. И третья группа - большой вес - более 1500 кг.

Согласно классификации "Армадилло", вырисовывается шесть сегментов. В первом - срочной доставке небольших дорогих посылок и документов - работают DHL, TNT, UPS, Pony Express, а также СПСР-Экспресс. У "Армадилло" в этом сегменте - примерно 15% бизнеса, по словам Круглова. Во втором сегменте - несрочной доставке нетяжелых грузов работает "Почта России". "У них широкая сеть филиалов по стране. Их услуги недороги, и именно в этом сегменте отправления исходят от частных лиц",- рассказывает Круглов.

Основным для себя в "Армадилло" считают третий сегмент - доставку отправлений среднего веса с высокой скоростью. Здесь сконцентрировано 60% бизнеса компании, говорит Круглов. Это либо авиагрузы, срочные и дорогостоящие, либо сборные автогрузы, доставляемые на небольшие (до 1000 км) расстояния. В этом сегменте, кроме того, работают Pony Express, DHL и "Грузовозофф". Четвертый сегмент - несрочная доставка грузов средней тяжести с помощью автотранспорта или железной дороги. Работа в этом сегменте обеспечивает "Армадилло" 20% доходов. Остальные крупные участники рынка - "Грузовозофф", "Автотрейдинг", "Желдорэкспедиция". При этом если "Армадилло" предоставляет доставку "от двери до двери", то остальные участники рынка доставляют по системе "терминал-терминал". В пятом и в шестом сегментах - срочная и несрочная доставка тяжелых грузов - в общей сложности сконцентрировано 5% деятельности "Армадилло". Срочные тяжелые грузы обычно доставляются либо "прямой машиной" (отправление грузится на автомобиль и без заезда на терминал идет прямо к получателю), либо с помощью авиации. Несрочная доставка таких грузов осуществляется также либо "прямой машиной" на дальние расстояния, либо по железной дороге. В шестом сегменте работают "Желдорэкспедиция", "Грузовозофф", "Автотрейдинг" и много мелких специализированных компаний.

От документов до колбасной оболочки

С начала деятельности экспресс-перевозчиков в России документы составляли львиную долю отправлений, и до сих пор они занимают лидирующие позиции. Так, по словам генерального директора DHL в России Франка Унгерера, 20% всех отправлений компании в России составляют документы. Кроме того, экспресс-перевозчики транспортируют автомобильные запчасти, компьютеры и комплектующие к ним, телекоммуникационное оборудование, оргтехнику, комплектующие для бытовой техники, одежду, обувь, бытовую химию, фармацевтику, тиражи журналов из Финляндии, рекламные буклеты и сувениры. При этом TNT специализируется на доставке проб для клинических исследований зарубежных институтов, а UPS возит даже оболочку для колбасы и сосисок.

Услугами экспресс-перевозчиков пользуются в основном корпоративные клиенты. Участники рынка оценивают долю частных лиц в 3-10%. Корпоративными клиентами экспресс-перевозчиков становятся банки, страховые компании, автопроизводители, рекламные фирмы, производители электроники, издательский бизнес, фарминдустрия. При этом если раньше услугами экспресс-доставки в основном пользовались иностранные компании, то сегодня доля российских компаний среди заказчиков выросла. По оценке Ивана Шацких, сегодня 65-70% клиентов - это отечественные фирмы. Кроме того, растет и объем внутрироссийских перевозок. Так, по словам Франка Унгерера, внутрироссийские перевозки DHL выросли в 2004 году почти на 80%. Подавляющее большинство участников рынка отмечает преобладание импорта над экспортом. По оценке Франка Унгерера, соотношение импорта и экспорта составляет сегодня 1,8:1 (в 1985 году это соотношение составляло 50:1, отметил он). Также участники рынка отмечают дисбаланс внутрироссийских перевозок: из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы направляется значительно больше грузов, чем наоборот. По словам Шацких, дисбаланс перевозок составляет 3:2. Из Москвы идут документы, образцы товаров, товарные партии, а из регионов в основном документы, говорит Шацких. Основными точками входа для европейских перевозок являются Москва (авиаперевозки) и Санкт-Петербург (автоперевозки через Финляндию). Кроме того, центрами развития экспресс-отправлений являются города-миллионники. Азиатская часть России обслуживается транспортно-сортировочными центрами, расположенными в странах юго-восточной Азии. Так грузы DHL направляются на Дальний Восток из Сеула или из Москвы.

Экспресс-доставка потяжелела

"В России рынок новый и сырой: здесь нет клиентов, которым нужно много различных видов доставки,- считает Иван Шацких.- Если в Европе UPS предлагает шесть-семь различных сроков доставки, то в России их только два - на следующее утро и к концу следующего рабочего дня. Причем подавляющее большинство клиентов выбирают последнее". Тем не менее экспедиторы продолжают расширять ассортимент услуг. Так, DHL планирует ввести доставку в тот же день между Москвой и Петербургом, доставку тяжелых грузов в черте города на следующий день до полудня. Постепенно вес экспресс-отправлений увеличивается, и перевозчики смещаются в более тяжелый сегмент. В 2004 году DHL вывела услугу "экспресс-фрахт по России": быструю доставку тяжелых грузов по России. Этот сервис востребован, например, для транспортировки запчастей или расходных материалов. В июле к девяти городам, где доступна эта услуга, планируется добавить еще 20 городов. Кроме того, в прошлом году DHL запустил услугу "эконом-фрахт", которая предполагает несрочную доставку тяжелых посылок (100-300 кг) за два-три дня.

В сентябре "Армадилло" планирует запустить в России проект DPD - экономичную доставку автомобильным транспортом. У TNT в России есть похожая услуга Economy Express - экспресс-доставка автотранспортом из Европы в Россию и обратно. Эта услуга интересна прежде всего для отправителей крупногабаритных грузов, считает Дмитрий Чельцов из TNT Express. Основным коридором является дорога из Финляндии в Санкт-Петербург. В следующем году в TNT хотят ввести и направление через Украину, Белоруссию и Польшу.

Переход экспресс-перевозчиков на автомобильный транспорт связан с развитием экспресс-доставки тяжелых грузов, уверен генеральный директор компании City Express Андрей Княжинский. "До сих пор мы сокращали объем тяжелых грузов высокими тарифами. Однако теперь City Express планирует развивать это направление",- говорит он.

Кроме того, по словам Княжинского, развивается предложение специфических услуг, например разработка логистической схемы для целых проектов. Скажем, сначала доставляются документы, потом образцы, потом товар, и т. п.

По словам менеджера по маркетингу TNT в России Светланы Тимченко, ассортимент услуг у основных игроков на рынке приблизительно одинаковый, поэтому конкурентная борьба ведется по другим направлениям: компании инвестируют в профессионализм персонала, в информационные технологии (возможности оформления заказа и отслеживания перемещения груза в реальном времени). Также вводятся дополнительные услуги, абсолютно новые для рынка экспресс-доставки. Так, в TNT существует отдел специального сервиса, в задачу которого входит удовлетворение нестандартных запросов клиентов.

Тем не менее российский потребитель в значительной степени остается верен старым схемам. Так, по словам Унгерера из DHL и Круглова из "Армадилло", клиенты предпочитают посылать полные грузовики с товаром раз в неделю вместо небольших партий несколько раз в неделю. "Они не понимают, что закупка партии товара и хранение ее на складе означает замораживание средств и потери при хранении",- говорит Круглов. Кроме того, потенциальные потребители в регионах часто вообще не представляют себе, что такое экспресс-доставка, добавляет Княжинский. Многие предпочитают иметь собственную "Газель" и склад и забирать товар с терминала. "Если бы они посчитали себестоимость использования машины и склада, они бы обязательно отказались от этой схемы",- уверен Круглов.

Бизнес 01.06.05