25.10.17

ОАО РЖД пропишут новые скидки

Принципы финплана монополии не устроили ФАС

“Ъ” стали известны детали проекта нового финансового плана ОАО РЖД на 2018–2020 годы. Через три года монополия планирует выйти на прибыль в 68,5 млрд руб.— в 20 раз большую, чем должна быть по итогам 2017 года. При этом в ОАО РЖД говорят об ухудшении структуры погрузки, настаивая на индексации тарифов в 2018 году на 6%. Однако ФАС подготовила для монополии более радикальное решение: полностью изменить систему «тарифного коридора», давая скидки не менее 50% на десять лет за каждую новую привлеченную на сеть тонну.

ОАО РЖД направило в ведомства проект инвестпрограммы и финплана на 2018–2020 годы. В документах, с которыми ознакомился “Ъ”, скорректированы и прогнозные результаты 2017 года: погрузка вырастет на 2,6%, до 1,254 млрд тонн, грузооборот — на 5,2%, до 3,15 трлн ткм. Плановые доходы от грузоперевозок составят 1,34 трлн руб. (рост на 50,3 млрд руб. к предыдущему прогнозу). Также в финплане учтено увеличение программы оптимизации расходов с 51 млрд руб. до 65 млрд руб. В результате программа капремонтов пути увеличится на 23%, а локомотивов — вдвое. В то же время прогноз доходов от пассажирских перевозок упал на 5,2 млрд руб., до 21 млрд руб.

Но улучшение показателей отчасти нивелирует рост цен: так, цены на дизтопливо при плане роста в 0,7% на год за девять месяцев уже увеличились на 13,6%. Цены на электроэнергию в январе—августе выросли на 6,9% при ожидаемом годовом показателе в 5,3%, цены в промышленности — на 7,6% при плане в 4,5%. ОАО РЖД предупреждает, что ценовое давление в 2017 году даже с учетом оптимизации оценивается в 10 млрд руб., или в 0,75% индексации тарифа. В результате прогнозы по прибыли не изменился, составив 3 млрд руб. (против 6,5 млрд руб. в 2016 году).

Прирост погрузки к 2020 году, по оценкам ОАО РЖД, составит 8,5% к уровню 2016 года (до 1,32 млрд тонн), грузооборота без учета порожнего пробега — 13,4% (до 2,66 трлн ткм). Чистая прибыль монополии к 2020 году должна вырасти до 68,5 млрд руб.Однако одновременно монополия говорит о продолжающемся ухудшении структуры перевозок, настаивая на индексации тарифов в 2018 году на уровне 6% для компенсации потерь (по оценке ОАО РЖД в целом за 2016–2017 годы они составили 79 млрд руб. и будут расти), с выходом на плановый уровень в 3,9% в год в 2019–2020 годах. По итогам 2018 года ОАО РЖД планирует получить 15 млрд руб. прибыли и 376,6 млрд руб. EBITDA.

Инвестпрограмма на 2017 год увеличена на 49,4 млрд руб., до 509 млрд руб., а в 2018–2020 годах запланирована в целом на уровне 1,75 трлн руб. Помимо крупных проектов, таких как развитие БАМа и Транссиба, строительство Северного широтного хода и так далее, в инвестпрограмму заложено, например, создание специализированных железнодорожных линий (грузовой и пассажирской) Центр—Юг, строительство линии к Северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево на 2,8 млн дополнительных пассажиров к 2025 году (общая стоимость 11,8 млрд руб.), организация диаметрального внутригородского движения в Московском транспортном узле, а также мост на Сахалин, в который при предварительной стоимости в 386,6 млрд руб. ОАО РЖД вложит в 2018–2020 годах всего 7 млрд руб.

В ОАО РЖД инвестпрограмму и финплан не комментируют. В Минэкономики подтвердили получение документов. В ФАС видели проект финплана и одобряют «его разбивку по центрам ответственности». Однако в службе недовольны, что в финплан по-прежнему заложено плановое ухудшение грузовой базы. Там предлагают увязать проект с новой тарифной системой, концепцию которой готовят. В частности, служба намерена полностью пересмотреть систему предоставления скидок грузоотправителям.

«Каждая новая тонна груза для ОАО РЖД высокомаржинальна,— поясняют в ФАС.— Мы хотим, чтобы на каждую новую тонну, предъявленную к перевозке, грузоотправитель мог получить большую скидку — например, 50% (размер будет зависеть от маржинальности груза). Причем грузоотправителям не придется специально просить скидку — она будет построена по принципу публичной оферты, это будет “право на скидку”». В ФАС поясняют, что скидка будет носить долгосрочный характер (на десять лет). Таким образом, дисбаланс доходов и расходов ОАО РЖД должен покрываться не ростом тарифов, а приростом грузовой базы — именно в этой логике необходимо строить долгосрочные финпланы и тарифы монополии, уверены в ФАС.

Однако замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук считает, что идея чиновников «не вполне коррелирует с действующей тарифной системой и разделением грузов на классы». По мнению эксперта, концепция требует комплексного анализа с учетом текущих экономических реалий и воздействия на все отрасли, пользующиеся услугами железнодорожных перевозок.

Коммерсантъ