18.05.05

ОАО "РЖД" оставит себя лидером отрасли

Утверждение инвестиционных планов ОАО "Российские железные дороги" ( РЖД ) на 2006-2008 годы придало новый импульс дискуссии о реформировании железнодорожного транспорта. Как сообщила пресс-служба РЖД, проект среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" был подготовлен с учетом показателей финансового плана, целевых параметров стратегической программы развития компании, а также на основе анализа существующего состояния основных фондов, прогноза объемов грузовых и пассажирских перевозок и маркетинговых исследований конъюнктуры рынка. Основными целевыми задачами среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" является устранение "узких мест" сети железных дорог, ликвидация диспропорций в развитии железнодорожной транспортной системы между отдельными регионами и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Однако, эксперты говорят и о некоторых тенденциях, которые не вполне соответствуют правительственной идеологии реформирования отрасли. Среди них усиление монополистических тенденций в деятельности РЖД , скрытое противодействие развитию конкуренции, в большей степени коммерческий подход к выбору приоритетных инвестиционных проектов, а также предельная концентрация управленческих функций. Напомним, что первоначальные планы реформирования МПС предусматривали разделение административной и хозяйственной функций.

На сегодняшний день президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев возглавляет корпорацию с первого дня ее существования, и к настоящему моменту является центральной фигурой, принимающей решения. В управленческой схеме компании государству формально отводится ключевая роль - должность председателя Совета директоров занимает вице-премьер Александр Жуков. Однако, в условиях не сформулированной транспортной политики и большого числа контролирующих органов, среди которых совет директоров компании, Министерство транспорта, ФАС и ФСТ, исполнение контролирующих функций со стороны государства явно затруднено. Как полагают аналитики, Стратегическая программа развития РЖД до 2010 года ясно дает понять, что вопреки тезисам реформирования отрасли, развитие конкуренции не является приоритетной задачей компании. При разделении вагонного парка страны РЖД намерена выдерживать долю своего присутствия в размере не менее 50% во всех сегментах перевозок. Таким образом, можно спрогнозировать главное направление усилий менеджмента РЖД перевозки нефти, химической продукции и металлов, большая доля которых сейчас приходится на частные компании.

К примеру, инвестиционными планами РЖД предусматривается направить до 14 млрд. рублей на увеличение перевозок нефти в Китай. Да и при закупках для собственных нужд РЖД редко использует рыночные механизмы по данным Счетной палаты, в 2004 годы не более 8% закупок РЖД было осуществлено на тендерной основе. Стоит отметить, что затраты на развитие ОАО РЖД в 2006-2008 годах запланированы в размере 220 млрд. руб., и почти треть этой суммы будет направлена на обновление подвижного состава. Нетрудно спрогнозировать, что при подобной пиковой загрузке мощностей российской вагоностроительной промышленности, частные потребители окажутся в самом конце очереди на поставку вагонов. Существенным фактором сдерживания конкуренции может стать и тарифная политика ОАО РЖД .

Формально тарифы на перевозку грузов устанавливаются специализированной федеральной службой, но опыт показывает, что РЖД весьма просто делает тарифы гибкими например, путем изменения маршрута следования грузов. О монополизации отрасли свидетельствуют и инвестиционные проекты компании. В частности, в них не нашлось места для развития направления Азия-Европа, где Транссиб мог бы приносить реальную прибыль, дублируя перегруженный водный путь через Суэцкий канал. РЖД намерено сконцентрировать финансовые ресурсы на строительстве высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург и организации перевозки нефти в Китай. Участие в этих предельно изолированных железнодорожных сегментах сторонних компаний практически исключено.

РБК 18.05.05