О способах обеспечения уплаты таможенных платежей
1 января 2004 года вступит в силу Распоряжение ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей".
Обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, побуждающих участников таможенных правоотношений (в специально предусмотренных таможенным законодательством случаях) к исполнению обязанностей по уплате пошлин и налогов.
Обобщая правила Таможенного кодекса Российской Федерации, Распоряжение приводит перечень обстоятельств, при которых могут использоваться меры, обеспечивающие уплату таможенных платежей. Это, например, предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, условный выпуск товаров, перевозка или хранение иностранных товаров, осуществление деятельности в области таможенного дела. Однако перечень, закрепленный Распоряжением, не исчерпывающий и может быть расширен актами таможенного законодательства.
Обратим внимание, что обеспечительные меры применяются только тогда, когда сумма таможенных платежей составляет не менее 20 тысяч рублей. Об этом сказано в рассматриваемом документе. Но существует и еще одно обстоятельство, позволяющее отказаться от применения мер обеспечения. Это - доверие к плательщику таможенных пошлин и налогов. В соответствии со статьей 337 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства плательщика будут выполнены. В качестве способов обеспечения таможенных обязательств может использоваться банковская гарантия, залог товаров и иного имущества, поручительство, а также такое специфическое средство, как денежный залог (внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе). При этом плательщик пошлин и налогов вправе самостоятельно избрать наиболее приемлемый из них.
Если планируется обеспечить исполнение обязательств банковской гарантией, то следует обращаться в кредитную или страховую организацию, которая включена в специальный реестр. В настоящее время такой реестр утвержден Приказом ГТК России от 18.09.2003 N 1039 "Об утверждении реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами". Он включает 99 кредитных организаций (не считая обособленных подразделений) и 5 страховых. Банковскую гарантию, выданную не включенной в список организацией, таможенный орган не примет. Распоряжение рекомендует таможенным органам принимать банковские гарантии, срок действия которых не превышает 14 месяцев. Если предпочтительными способами являются залог или поручительство, в таможенный орган необходимо представить подписанный и удостоверенный проект соответствующего договора. Содержание договора должно удовлетворять закрепленным Распоряжением требованиям (п. п. 50 и 62). Залогодателем может являться как лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин и налогов, так и любое иное лицо.
Поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
Предмет залога - товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, способное быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. Предмет денежного залога - валюта Российской Федерации или иностранная валюта, курс которой котируется Банком России. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.
Наиболее оперативным способом обеспечения таможенных обязательств, очевидно, является банковская гарантия.
Решение о принятии либо об отказе в принятии банковской гарантии принимается в течение двух рабочих дней со дня ее представления в таможенный орган.
Способы заключения договора залога и договора поручительства аналогичны. Сначала таможня в течение месяца рассматривает проект договора. Затем, также в течение месяца, проект согласовывается с ГТК России. И только потом он подписывается таможней (в течение 3 дней). Правда, ГТК России вправе установить случаи и категории лиц, с которыми договор поручительства может заключаться без согласования с ГТК России. Однако такого документа пока нет.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс)