07.08.13

Нужно ли реализовывать идею квотирования вагонов на сети?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:

– Сама идея оптимизировать количество парков, конечно, здравая. Без приведения количества работающих на сети вагонов к её возможностям, дальнейшее повышение эффективности перевозочной деятельности будет невозможно. По квотированию я вижу больше недостатков, чем преимуществ. Во-первых, это ещё большее зарегулирование рынка. Если программой структурной реформы предполагалась либерализация рынка оперирования грузовыми вагонами, развитие конкуренции, то это шаг назад. Во-вторых, кто бы ни устанавливал эти квоты, это будет лишним поводом для коррупции. Третий недостаток: как только появляются такие схемы, когда от кого-либо требуется (зависит) согласование определённой квоты, помимо коррупции появится некий «отложенный эффект». Не так плохо, если, например, квоты будут устанавливаться на срок от года и более, что маловероятно, поскольку приведёт к ограничению развития операторов. Если квоты будут меняться часто, а для принятия решения о квотировании будет необходим целый пакет документов и потребуется длительное время, это может создать инерционность на рынке. Лёгкости решению проблем на рынке оперирования, наверное, это не придаст. Поэтому, по моему мнению, это не самая лучшая инициатива.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдПС:

– Идея введения квот на количество вагонов в собственности не нова. В частности, в октябре прошлого года на Съезде союза транспортников России она озвучивалась. Тогда возможность ограничения вагонного парка путём квотирования через присвоение новых номеров новым вагонам только взамен списываемых вагонов вызвала ряд возражений. Подобная мера в случае её применения сделает рынок менее гибким, окажет негативное влияние как на малых и средних грузоотправителей, так и – в долгосрочной перспективе – на многих крупных. Проблему «избыточной нагрузки на сеть», как и большинство других проблем, лучше решать экономическими методами. Перефразируя классика, можно сказать, что предложенное решение проблемы хуже, чем сама проблема.

Павел Соколов, генеральный директор ОАО «РЖД Логистика»: – В целом, любое ограничение приведёт к увеличению цены, в данном случае – возрастёт стоимость услуг операторов. Однако надо принимать во внимание, скажем так, технологическую особенность железной дороги – вагон не может объехать другой вагон. И если возникает необходимость этот вагон «подвинуть», освободить инфраструктуру, то надо решать такие вопросы как при помощи списания старого подвижного состава, так и при помощи квотирования.

Дмитрий Бауков, начальник управления корпоративных коммуникаций ОАО «Первая грузовая компания»:

– В настоящий момент профицит вагонного парка на сети составляет десятки тысяч единиц подвижного состава. Это приводит к снижению показателей работы сети – скорости движения, оборота вагонов, пропускной способности инфраструктуры. В результате на фоне экономического кризиса в стране увеличивается тарифная нагрузка на экономику и растут транспортные издержки грузоотправителей. По нашему мнению, эффективной мерой решения проблемы могло бы быть введение ограничений по количеству сетевых номеров, выдаваемых грузовым вагонам, а также приписке вагонов к станциям на основании прогноза роста грузовой базы и пропускной возможности инфраструктуры. Такая система не приведёт к росту стоимости операторских услуг. Разумный баланс подвижного состава по каждому типу вагонов, основанный на расчётах реальной потребности в вагонах на той или иной станции, позволит снизить издержки операторов вследствие ускорения оборота вагонов.

Владимир Тарасенко, заместитель генерального директора ООО «Транс Групп АС»:

– На мой взгляд, это совершенно надуманная мера. На сегодняшний день количество железнодорожного подвижного состава регулируется его востребованностью, количество запланированных грузоперевозок должно соответствовать объёму вагонного парка компаний. При этом какого-то искусственного квотирования извне быть не должно. И если у кого-то из крупных операторов есть парк, под который не нашлось груза, этот парк должен стоять, а не ехать.

Гудок