08.02.07

Нужен транспортный терминал на российском направлении!

Транзит оставался и остается существенным вопросом не только в контексте отношений Латвия - Россия, но и в контексте отношений Россия - ЕС. Все последнее время в рамках дискуссий на различных уровнях по поводу транзитных проблем на восточной границе выдвигались самые разные предложения, начиная от введения платы за транзит по территории Латвии и заканчивая строительством дополнительных шоссе и пограничных пунктов. Консультант Министерства сообщения Латвии Юрий Щербанин представил свое видение пограничной ситуации, а также собственные предложения и методы ее решения.

Юрий Щербанин - специалист, к которому относятся в Латвии с большим уважением, он долгие годы проработал в Министерстве транспорта России, и поэтому знает о ситуации на латвийско-российской границе не понаслышке. В 2005 году Юрий Щербанин открыл в Риге собственную консалтинговую компанию, чьими услугами пользуется наше министерство сообщения.

В прошлом году на международной конференции Trans Baltica 2006 Юрий Щербанин как вице-президент управляющего комитета Евразийского транспортного союза возглавлял одно из пленарных заседаний на тему «Развитие международных транспортных коридоров и логистических проектов» в ракурсе перспектив развития бизнес-отношений в рамках расширенной Европы. Участникам конференции Юрий Щербанин представлял оценку готовности компаний Азиатско-Тихоокеанского региона к активизации переброски грузов в Европу с использованием российской и балтийской транспортной инфраструктуры.

В настоящий момент Юрий Щербанин занимается разработкой программ по совершенствованию логистических схем в Европе.

Пробки - безобразие. Но благое

По утверждению ряда экспертов, пробки на границе являются небольшой и в некотором смысле «приятной» проблемой для Латвии. Почему небольшой? Потому что она решаема! Почему приятной? Потому что если есть пробки, значит, есть спрос на передвижение грузов в определенных географических координатах.

«В свое время я спросил у одного из латвийских коллег: а вот почему у вас там на границе с Латвией такое безобразие? Он мне ответил по существу, а потом добавил: пробки означают, что все это кому-то нужно. Я бы ставил вопрос именно так. Если есть спрос на пересечение границы и на транзит по Латвии, значит, все это действительно кому-то нужно. А раз нужно, то это - хорошая почва для бизнеса», - так начал интервью «Деловому» Юрий Щербанин. По его мнению, факт наличия транзитного кризиса сам по себе еще не есть основание для того, чтобы относиться к нему драматически. Скорее наоборот. Это почва для того, чтобы задуматься, как из кризиса сделать бизнес...

Итак, как из кризиса сделать бизнес?

Грузо- и товаропоток между Латвией и Россией на данный момент - огромный. В 2006 году его общий объем составил 2,5 миллиарда долларов. Для сравнения: оборот российско-китайской торговли составляет около 5 миллиардов долларов. Тем не менее транзитные проблемы налицо. И связаны они отнюдь не с низкой пропускной способностью границы Латвии и России, а с тем, что еще 10 лет назад о таком товаро- и грузопотоке никто не мог и мечтать - считает Юрий Щербанин.

При этом та ситуация с грузопотоками, которую мы сегодня имеем в Латвии, скорее напоминает хаотичную. Для того чтобы навести порядок, необходимо разработать ряд мероприятий по упорядочиванию потока грузов, направив их в правильное русло. И это русло будет действительно правильным, если будет приносить предпринимателям прибыль, а не убытки.

В качестве первоочередной меры необходимо срочно упорядочить процесс логистики в странах Балтии. Россия заинтересована в портах нашей страны - это удобно, просто и привычно. Наши порты легко вписываются в оптимальные логистические схемы.

Необходимо учитывать и очень важный фактор, отличающий Латвию или транзит грузов по территории нашей страны от гипотетических наземных европейских перевозок. У Латвии и России одинаковая ширина железнодорожной колеи (1520 мм). Это значительный дополнительный бонус к развитию железнодорожного транзита.

Цепочка движения грузов от портов Балтики до ее сухопутных границ значительно удешевляет эту часть транзитного пути в отличие от стандартной наземной схемы. Но есть один нюанс. Для того чтобы всерьез подойти к развитию этого перспективного направления, необходим, по мнению Юрия Щербанина, некий центр. Им мог бы стать крупный центр логистики в Латгалии.

«Простым и современным способом решения транзитной проблемы может стать строительство международного терминала логистики в Латгалии. Этот терминал должен объединять дорожные, железнодорожные и даже авиаперевозки. Основной задачей терминала должен стать контроль над комплексным процессом, в котором все транзитные возможности были бы задействованы равномерно: железная дорога, автоперевозки, порты и авиатранспорт. Вынужден констатировать, что, к сожалению, пока создание такого терминала - утопия. Для реализации этого проекта нужны большие деньги, а главное, тесный контакт между министерствами транспорта Латвии и России. Если бы удалось представить подобный проект на высшем уровне и реализовать его в кратчайшие сроки, то товарооборот с Латвией быстро достиг бы рекордных показателей», - считает Юрий Щербанин.

Действительно, строительство единого транзитного терминала, контролирующего все восточное направление, было бы многомильным шагом вперед для развития Латвии как транзитной страны. Однако проект этот сложный, дорогой и... пока не интересный властям!

Что мешает?

Несмотря на то, что строительство терминала - идея здравая и вполне осуществимая, до ее реализации пока далеко. Причина в том, что создание подобного центра должно быть в интересах обоих государств - и Латвии, и России. К сожалению, несмотря на большое количество правильных слов, министерства транспорта Латвии и России пока заняты обсуждением менее глобальных проектов. А без их участия этот проект вряд ли осилит частный бизнес.

«К сожалению, проект транспортного терминала в Латгалии - вещь пока мифическая, но как бизнес-идея - просто замечательная. Есть предложение, и есть спрос: а это база для создания новой услуги.

Специфика подобного рода проектов состоит в том, что он должен идти «сверху вниз». Есть одна существенная проблема. Если такой межрегиональный, глобальный и дорогостоящий проект запускать только силами частного бизнеса, будет трудно и практически невозможно найти инвесторов. Дело в том, что стивидорский бизнес окупается в течение восьми-десяти лет. Даже самые смелые бизнесмены на постсоветском пространстве не станут рассматривать вопрос инвестиций на столь длинный период. Те, кто сегодня занимаются перевозками, считают, что деньги, необходимые для реализации масштабного проекта, можно вложить на более короткий период и с большей выгодой. А вот если бы государство в лице министерства сообщения объявило о скидках по налогам для реализаторов этого проекта, если бы выделило землю, помогало в получении разрешений - это было бы совсем другое дело. К сожалению, вялое общение транспортников двух стран тормозит подобные проекты», - считает Юрий Щербанин.

Наш позитивный опыт

Как «Деловой» писал ранее, рост объемов контейнерных перевозок позволяет нашей железной дороге оптимистично смотреть в будущее. Безусловно, рассмотрение глобальных проектов, связанных с совершенствованием транзитных схем, строительством центра логистики в Латгалии, только оптимизирует сегодняшнюю ситуацию.

Сегодня контейнерные перевозки Латвийская железная дорога осуществляет с помощью регулярного специализированного контейнерного поезда «Балтика-Транзит», следующего по маршруту от Риги до Казахстана, а прочие контейнерные перевозки осуществляются неспециализированными поездами и по другим маршрутам. По сравнению с автотранспортом контейнерные перевозки специализированным поездом более удобны для клиента с точки зрения пересечения границ, а также более выгодны экономически благодаря строго соблюдаемым срокам доставки контейнеров согласно графику движения поезда.

С точки зрения потенциальных грузопотоков на рынке железнодорожных транзитных перевозок сейчас актуально развитие перевозок в направлениях транспортного коридора север - юг, в который входит и Казахстан. Успешное развитие этих транспортных коридоров позволит в будущем привлечь грузопотоки с северо-западных провинций Китая, которые по маршруту специализированного контейнерного поезда через Казахстан поступали бы в порты стран Балтии для дальнейшей отправки в европейские и другие страны.

Поезд включает в себя до 50 платформ с контейнерами. Для более оперативного обеспечения потребностей клиентов в контейнерных перевозках Латвийская железная дорога в этом году планирует приобрести 100 длинномерных платформ для перевозки контейнеров, каждая из которых предназначена для транспортировки четырех контейнеров TEU, что на один контейнер больше, чем у эксплуатируемых сейчас платформ.

СПРАВКА

С мая 2003 года ГАО Latvijas dzelzceпр предлагает грузоотправителям использовать возможности специализированного контейнерного поезда «Балтика-Транзит», имеющего ряд преимуществ, по сравнению с обычными грузовыми поездами, при перевозках в Казахстан. В 2006 году в целом было отправлено 104 поезда (4990 вагонов, или 5455 контейнеров). Для сравнения: в 2005 году было отправлено 76 контейнерных поездов «Балтика-Транзит» (3422 вагона, или 3731 контейнер). Данные статистики свидетельствуют, что в 2006 году был достигнут прирост объемов перевозок контейнерным поездом «Балтика-Транзит»: по отправленным поездам - на 26,9%, по количеству перевезенных вагонов - на 30,7%, контейнеров - на 31,6%.

СПРАВКА

Доставка контейнеров поездами по Транссибу из порта Находка (Дальний Восток) в Европу позволяет сократить сроки перевозки грузов на 15 суток по сравнению с морским вариантом. Ускоренный опытный контейнерный поезд с использованием нового подвижного состава (развивающий скорость до 120 км/час) преодолел расстояние от Находки до Бреста менее чем за 9 суток при средней маршрутной скорости 1150 км в сутки.

Для информации: сокращение срока доставки грузов на одни сутки в масштабе всего экономического комплекса России экономит свыше 11 млрд. рублей (367 млн. USD), что составляет 1% от федерального бюджета.

Информационный портал Даугавпилса; 08.02.07