03.05.07

Новый раСКЛАД

Крупные логистические операторы готовы начать работать в Перми, однако региональный рынок пока не в силах удовлетворить их потребности в складских помещениях.

Московский оператор склад-ского хозяйства, «LT Терминал», объявил о желании прийти на пермский рынок. Однако, по словам председателя совета директоров компании Владимира Дойникова, все намерения компании упираются в нехватку в регионе складских помещений. «Мы делали попытку найти в городе относительно небольшое по современным меркам помещение площадью 5 тысяч квадратных метров, но не смогли, — рассказал корреспонденту «bc» г-н Дойников. — Сегодня компания готова рассматривать уже любые предложения, но площадей в Перми просто нет». Между тем, по подсчетам компании «Евразия логистик», российского девелопера логистических комплексов класса А, городу с населением в один миллион жителей требуется около 1000 кв. м площадей. При этом речь в данном случае идет о складах класса А, которых, по оценкам специалистов, на территории края в данный момент нет. Общий объем специализированных складов в Перми на конец 2006 года, по экспертной оценке Регионального центра независимой оценки (РЦНО), составляет около 230 тыс. кв. м. Но ежегодный грузооборот края посредством железнодорожных перевозок, по данным, представленным заместителем председателя Правительства Пермского края Михаилом Антоновым, составляет 45 млн т, и есть тенденция к его увеличению в ближайшие 5–7 лет на 30–40 %. Поэтому спрос на склад-ские помещения будет только расти.

На грани. «Пермь — привлекательный город для инвестиций в коммерческую недвижимость, —уверен Денис Соколов, директор, заместитель руководителя отдела исследований компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko. — С нашей точки зрения наиболее интересными сегментами рынка являются торговая и складская недвижимость». «Пока Россия — и Пермь только подтверждает это — по уровню развития логистики отстает от Европы примерно на 20–30 лет, — уверен председатель совета директоров «РК. Логистика» Алексей Порошин. — Со старыми зданиями, построенными в советские времена, работать уже невозможно. Сейчас логистические операторы должны оказывать такой комплекс услуг, который может быть обеспечен только при постройке новых складских помещений». С пермяками соглашаются и московские операторы.

Владимир Дойников:

— Предлагаемые сегодня в регионах площади находятся на уровне советских овощебаз, приспосабливать их под склады будет стоить на 20–30 % дороже, чем построить новые.

«На сегодняшний день в сегменте сложилась ситуация, когда, с одной стороны, специально оборудованных складских помещений не хватает, а с другой стороны, сформированного спроса на профессиональные логистические услуги в Перми также недостаточно, — уверены аналитики РЦНО. — Однако вскоре на пермском рынке ожидается рост объема складской недвижимости в связи с выходом на завершающую стадию ряда инвестиционных проектов. Крупные проекты по строительству складской недвижимости в настоящее время реализуют ООО «Frans Maas Истра», Компания «Май», ООО «Норма» и ЗАО «Партнер-Ф». Эти компании планируют создавать собственные распределительные центры». Но в данном случае речь идет лишь о складских терминалах, обслуживающих нужды ограниченного числа компаний, что мало способствовало бы решению проблем региона в целом. «Многие компании сейчас пытаются самостоятельно строить склады и организовывать свою логистику, однако это не выход, — считает коммерческий директор компании «Евразия логистик» Алексей Гришко. — Велика вероятность ошибок, которых не допустят профессионалы». «На территории края сейчас работает немало компаний, которые называют себя логистическими операторами, но к логистике имеют лишь опосредованное отношение», — отмечает Игорь Баринов, начальник Перм-ского отделения Свердловской железной дороги.

Для решения данной проблемы администрация края обратилась к представителям бизнеса с инициативой по созданию на территории региона логистического центра. В связи с этим 23 апреля в Перми прошел круглый стол, в работе которого приняли участие пермские логистические операторы, а также представители среднего и крупного бизнеса. «Ресурсы города таковы, что одним транспортным логистическим центром не обойтись, — обозначил позицию краевых властей Михаил Антонов. — Мы заинтересованы в создании системы центров и появлении объединяющей структуры, которая займется оптимизацией логистических цепочек. Пермский край должен стать общероссийским узлом интермодальных перевозок». При этом новый оператор будет объединять и направлять автомобильные, железнодорожные, авиа- и речные транспортные потоки. Основная цель, которую преследует краевая администрация, продвигая данный проект, — создание конкурентного преимущества региональным предприятиям в плане снижения логистических издержек с 20 % до 7–10 %, что соответствует общеевропейским стандартам. Единственное условие, которое выдвигают топ-менеджеры края, — компания-оператор должна быть зарегистрирована на территории края как юридическое лицо.

С новыми силами. Взять на себя создание мощного логистического центра на Урале уже пытался Екатеринбург. Но, по мнению экспертов, при создании терминала был допущен ряд ошибок, и сейчас он действует лишь как распределительный центр и не выполняет функций, изначально заложенных в его концепции. «В Екатеринбурге через 2–3 года ожидается перенасыщение рынка складских помещений», — заявил Алексей Порошин.

Кроме того, Пермь не должна зависеть от Екатеринбурга, уверены специалисты, поскольку имеет более выгодное местоположение между Европой и Азией. «Я был удивлен, что в Екатеринбурге контейнерный терминал есть, а в Перми, расположенной на реке, нет, — отметил, обращаясь к участникам круглого стола, генеральный директор голландской компании ICG «LOGITECC» Ян те Рилле. — Такой большой город невозможно представить без контейнерного терминала, иначе он потеряет связь с другими регионами».

Инициативу Правительства Пермского края на сегодняшний день готова поддержать компания «РК. Логистика». На заседании круглого стола Алексей Порошин представил концепцию логистического центра в Пермском крае. Компания планирует создать в крае большой информационный комплекс, координирующий потоки различных видов транспорта и выполняющий функции организации приемки, временного хранения, переработки, распределения и доставки до конечного получателя.

Алексей Порошин:

— Если логистические терминалы Екатеринбурга больше ориентированы на удовлетворение потребностей сетевых ритейлеров, то мы решили начать с создания единого перевалочного центра, который будет удовлетворять потребности крупной промышленности.

Срок окупаемости подобного проекта, по оценкам специалистов, составит не менее 7-и лет. В планах «РК. Логистика» взять под контроль за этот период 1/4 часть регионального рынка.

Появление интермодального логистического центра в полной мере соответствует прогнозам столичных аналитиков.

Владимир Дойников:

— Сегодня появились тенденции, когда ряд мелких операторов не выдерживает конкуренции, несмотря на растущий рынок. В дальнейшем ожидается интеграция транспортной и логистической составляющих, в первую очередь будет развиваться услуга доставки товара до конечного потребителя под непосредственным контролем логистических компаний. Кроме того, операторы будут предлагать ряд услуг по дополнительной обработке груза, например осуществлять предпродажную подготовку, сборку и тому подобное.

Но на сегодняшний день разработана лишь концепция, получившая во время работы круглого стола одобрение отдельных представителей крупного и среднего бизнеса. Говорить о размерах инвестиций, конкретных площадках, сроках реализации намеченных планов никто не решается. Как пояснил Денис Гвоздев, начальник управления транспорта и связи Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, «до сих пор не было проведено никаких исследовательских работ по определению возможных строительных площадок». Однако эксперты говорят о том, что терминалы не будут сконцентрированы в одном месте, а расположатся на всех подъездах к городу. В связи с этим есть смысл говорить об изучении возможностей Порта Пермь, площадок в Осенцах, вокруг нового обхода Перми или вокруг строящегося железнодорожного обхода города.

Business Class; 03/05/2007