Новая эпоха судоходства по Северному морскому пути
Спустя практически десятилетие ограниченного роста Северный морской путь (СМП) готовится к значительному увеличению объемов грузоперевозок в ближайшие годы
Главными факторами, способствующими этому резкому развитию, станут экспорт российского углеводородного сырья из Арктики, а также растущий интерес Китая к принятию более активного участия в развитии данного судоходного маршрута. Что же происходит на этом судоходном пути летом 2017 года, и каковы перспективы на ближайшие годы?
Четырехмесячный летний сезон судоходства по Северному морскому пути начинается в конце июня и длится до начала ноября, и за это время разрешение на проход по нему получили более 550 судов. В первой половине августа по СМП ежедневно проходило до ста судов, включая «Кристоф де Маржери», первый в мире танкер СПГ ледового класса.
Перевозка углеводородного сырья должна способствовать увеличению количества судов, использующих Северный морской путь
«Кристоф де Маржери» доставил сжиженный природный газ из норвежского города Хаммерфест в Южную Корею, совершив переход по Северному морскому пути за рекордные шесть с половиной дней. Это судно является первым из пятнадцати судов, построенных для того, чтобы ежегодно поставлять до 16,5 млн тонн сжиженного природного газа на азиатские рынки с завода по производству СПГ, существующего в рамках проекта «Ямал-СПГ», начало работы которого запланировано на конец 2017 года. Для сравнения: в 2016 году общий объем перевозимого по Северному морскому пути газа составил 7,26 млн тонн.
«Переход судна «Кристоф де Маржери» определенно знаменует начало новой эпохи судоходства по Северному морскому пути, — считает Арильд Му (Arild Moe), старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена. — Объем грузоперевозок резко увеличится, когда проект по добыче и поставке сжиженного газа «Ямал-СПГ» выйдет на постоянную мощность в 2020 году. В дальнейшем развитие отрасли сжиженного газа будет происходить за счет проекта «Арктик-СПГ 2″. Что касается нефтепроекта «Новый Порт», то он вступил в активную фазу с началом поставок в 2016 году».
Будут преобладать маршруты к пункту назначения, а не сами перевозки груза.
По сравнению с тем, что ожидалось всего лишь несколько лет назад, когда российские власти и многие эксперты по судоходству считали Северный морской путь потенциальным международным транзитным маршрутом, «сейчас все внимание сосредоточено на конечных пунктах доставки углеводородного сырья, добываемого на месторождениях Обской губы в районе Енисея», — уточняет Му.
За счет существующих и будущих проектов по производству сжиженного газа и неочищенной нефти российские власти планируют к 2025 году увеличить объемы поставок до 75 млн тонн в год, что в десять раз превысит значения 2016 года.
«В последние годы масштабы судоходства в западной части Северного морского пути увеличились. Это произошло за счет судов, поставлявших материалы и оборудование для строительства завода по производству СПГ в рамках проекта «Ямал-СПГ» и порта Сабетта. Многие из этих судов часто проходят по этому маршруту и, вероятно, будут использоваться и для других проектов теперь, когда строительство Сабетты завершено», — продолжает Му.
Приблизительные маршруты и текущее местонахождение четырех китайских судов и танкера «Кристоф де Маржери» (Источник: собственное исследование автора с использованием информации, предоставленной Администрацией Северного морского пути, справочно-информационным бюро СМП и данных сайта MarineTraffic.com)
Растущий интерес Китая к Северному морскому пути
Некоторые из судов, часто проходящих по Северному морскому пути, принадлежат Китайской морской транспортной компании (COSCO). В 2016 году эта компания отправила по этому маршруту рекордные пять судов, поставлявших, помимо прочего, материалы для строительства завода по производству СПГ в рамках проекта «Ямал-СПГ» в поселке Сабетта. В этом году уже одиннадцать китайских судов, четыре из которых принадлежат компании COSCO, получили разрешение на работу. «Эти мероприятия указывают на рост интереса к Северному морскому пути со стороны Китая», — считает Миа Беннет (Mia Bennett), научный сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Арктика является одним из трех морских путей, упомянутых Китаем в рамках своей инициативы «Один пояс — один путь» ранее в этом году. «Включив Северный морской путь в свою инициативу «Один пояс — один путь» и Фонд Шелкового пути и направляя суда, принадлежащие компании COSCO по СМП, Китай пытается принять активное участие в развитии этого маршрута, — продолжает Беннет. — Китайский Фонд Шелкового пути получил 9,9% акций завода по сжижению газа на Ямале в обмен на инвестиции в размере более 1 млрд долларов, и этот грандиозный проект располагается как раз вдоль пролегания Северного морского пути».
Китайские суда в Арктике
По данным на 21 августа, по Северному морскому пути или вблизи него следуют четыре китайских судна. «Хай ян ши ю 720» (Hai Yang Shi You 720, IMO 9567829), гидрографическое судно, принадлежащее китайской нефтесервисной компании China Oilfield Services Limited, дочернему предприятию китайской государственной нефтяной компании CNOOC, в настоящий момент работает в Карском море, где проводит изыскательные работы с использованием буксируемого кабеля длиной 4,5 морской мили. Недалеко от него, также в Карском море, работает вспомогательное судно «Нань хай ба хао» (Nan Hai Ba Hao, 8752001), также принадлежащее компании China Oilfield Services Limited. «Сян хэ коу» (Xiang He Kou, 9752656), большегрузное транспортное судно, принадлежащее компании COSCO Hong Kong, дочернему предприятию компании COSCO, покинуло Северный морской путь и идет на запад по Баренцеву морю, совершив перед этим остановку в порту Сабетта 14 августа.