16.10.06

Новая "дочка" - новая логистика?

Совет директоров ОАО "РЖД" принял единогласное решение одобрить представленные к рассмотрению документы по созданию совместной с ООО "ТрансГрупп АС" "дочки", которая будет специализироваться на перевозке автомобилей по железной дороге. Об этом сообщил первый вице-президент РЖД Вадим Морозов в ходе конференции "Оптимизация логистических схем доставки автомобилей в России и зарубежных странах". В настоящее время принятие Советом директоров ОАО "РЖД" окончательного решения об образовании дочернего общества сдерживается отсутствием положительного заключения по представленному в Росимущество откорректированному отчету об оценке рыночной стоимости объектов подвижного состава, вносимых в качестве вклада в уставный капитал создаваемой компании. По словам Вадима Морозова, обращение с просьбой "ускорить решение вопроса" направлено в Росимущество в середине сентября.

По мнению первого вице-президента ОАО "РЖД", рынок перевозок автомобилей является весьма перспективным и высокодоходным. За последние четыре года продажи новых легковых автомобилей в России возросли более чем на 30%. Объем продаж легковых машин (включая подержанные) увеличился с 1,2 млн.штук в 2000 году до 1,8 млн. в 2005-м. Общий объем перевозок новых и "бывших в употреблении" автомобилей, с учетом транзита в страны СНГ, к 2010 году должен составить более трех млн.единиц. При этом уже сегодня в наиболее развитом сегменте рынка перевозок автомобилей автотранспортом, наблюдается дефицит специализированных грузовиков-автовозов, что позволяет автомобильным перевозчикам поднимать цены на транспортировку, не проводя мероприятий по повышению качества обслуживания. Учитывая возрастающие объемы поставок автомобилей в Россию, этот дефицит будет только возрастать. В связи с этим, по мнению Вадима Морозова, ведущим производителям автомобилей и автодилерам уже сейчас целесообразно обратить внимание на железнодорожный транспорт как на альтернативу существующей технологии перевозки автомобилей в Россию.

Однако, пока роль железнодорожного транспорта в доставке готовых автомобилей невелика. На расстояниях до двух тыс.км доля таких перевозок фурами-автовозами составляет 100%. В основном сегодня по железной дороге перевозится продукция АвтоВАЗа (который изначально строился с учетом транспортировки готовых машин железнодорожным транспортом), а также подержанные автомобили из стран Балтии и Дальнего Востока.

Председатель совета директоров ООО "ТрансГрупп АС" Максим Ликсутов в ходе конференции подчеркнул, что в развитых странах при перевозке легковых автомобилей традиционно используются возможности железной дороги. Например, в Северной Америке такие транспортировки составляют 70% и занимают третью позицию в грузообороте железных дорог (после угля и химикатов). В Европе также большая часть готовых автомобилей перевозится по железным дорогам.

В своем докладе руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автопрома Ernst&Young Иван Бончев отметил, что развитию логистических схем доставки автомобилей и комплектующих в Россию мешает длительное таможенное оформление, долгие сроки доставки (требования автопроизводителей пять-семь рабочих дней, фактические же сроки - до двух недель). Кроме того, только около 60% рынка регулируется договорными обязательствами между ведущими логистическими компаниями и официальными импортерами, в то время как остальная доля приходится на "серый" импорт.

Вадим Морозов отметил целый ряд преимуществ, которые имеет перевозка автомобилей железнодорожным транспортом с использованием современного специализированного подвижного состава. В первую очередь это лучшая защищенность данного груза от внешних воздействий при перевозке в крытых вагонах. Важно и то, что современные модели вагонов способны везти 16 легковушек, тогда как один автовоз без прицепа перевозит всего шесть-семь, что играет положительную роль в экономике перевозок. И тем не менее автогрузы с трудом привлекаются на железнодорожный транспорт

По убеждению первого вице-президента ОАО "РЖД", "основным требованием рынка является создание комплексной логистической услуги по перевозке автомобилей железнодорожным транспортом, включая их терминальную обработку и доставку дилерам специализированным автотранспортом". Поскольку этот бизнес не является профильным для железных дорог, ОАО "РЖД" поддержало предложение ООО "ТрансГрупп АС", суть которого сводится к организации совместного бизнеса в области грузовых перевозок на базе вносимого РЖД парка грузовых вагонов, а также инвестиционных и маркетинговых возможностей "ТрансГрупп АС". Привлечение этой организации, которая успешно позиционируется на транспортном рынке, к сотрудничеству, позволит Российским железным дорогам существенно повысить стоимость бизнеса в данной области и обеспечить качественное выполнение комплексных услуг в рамках требований, предъявляемых потребителями.

В свою очередь, в таких положительных изменениях нуждаются и автопроизводители. "Мы ожидаем от железной дороги не только сокращения сроков доставки и оптимизации тарифов на перевозку, но и повышения качества. А это, прежде всего, предполагает комплексность услуг, содержание в надлежащем качестве железнодорожных терминалов, обучение персонала и повышение прозрачности работы ОАО "РЖД"", - подчеркнула руководитель отдела логистики ООО "Фольксваген Групп Рус" Елена Костерева.

Менеджер по планированию и логистике "Форд Мотор Россия" Эдуард Карибов добавил, что производители сталкиваются с повреждениями груза при перевозке железной дорогой. "Такие повреждения входят в наши убытки, так как доказать страховщикам вину ОАО "РЖД" бывает практически невозможно".

Вадим Морозов отметил, что складывающаяся ситуация более чем закономерна, поскольку сама по себе железнодорожная перевозка автомобилей без оказания необходимых сопутствующих услуг мало востребована потребителями. "ОАО "РЖД" в силу различных причин не может самостоятельно оказывать логистические услуги высокого уровня, поскольку у компании пока нет опыта в данной сфере деятельности. "Одним лишь заимствованием денежных средств, даже на выгодных условиях, эту проблему решить не удастся", заявил Вадим Морозов.

Еще на этапе подготовки бизнес-проекта для наработки схем будущего взаимодействия СП с пользователями в аренду ООО "ТрансГрупп АС" было передано более 1,5 тыс. крытых вагонов-автомобилевозов. В результате к настоящему времени сформирована клиентская база и заключены необходимые договоры, привлечен к работе высокопрофессиональный менеджмент, ведутся работы по модернизации морально устаревших моделей подвижного состава.

При этом, по словам Вадима Морозова, проект предусматривает "не только приведение структуры вагонного парка в соответствие растущим потребностям рынка, обновление и модернизацию подвижного состава, но и строительство автомобильных терминалов, переключение значительных объемов перевозок автомобилей из стран дальнего зарубежья в Россию, создание вокруг терминалов сервисных центров для оказания клиентам комплексных логистических услуг".

В рамках проекта уже осуществляется строительство терминала в порту Зарубино (расположенный порт на юге Приморского края в бухте Святой Троицы) для перевалки и хранения автомобилей. Ввод в эксплуатацию первой очереди объекта предусматривает ежемесячную отправку автомобилей железнодорожным транспортом в объеме от двух до четырех тысяч штук (с последующим увеличением до восьми тысяч и более после ввода второй очереди). "Работы по созданию автомобильного терминала начаты и на станции Михнево Московской железной дороги", сообщил Вадим Морозов.

По словам первого вице-президента ОАО "РЖД", большую часть прибыли, извлекаемой из железнодорожных перевозок автотранспорта, предполагается инвестировать в обновление вагонного парка и развитие терминального комплекса. Так, планируется, что к седьмому году деятельности СП численность вагонного парка будет доведена до 4633-х крытых вагонов-автомобилевозов, а сухопутные терминалы будут располагаться в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде, Алматы (Казахстан) и Киеве (Украина). Кроме того, в качестве автомобильных терминалов будут использоваться морские порты. Так, эстонская Мууга уже сейчас готова разгрузить переполненные автомобилями порты Финляндии, а первая очередь терминала в Зарубино будет введена в ноябре 2006 года.

В соответствии с базовым сценарием развития дочернего общества к 2012 году СП планирует занять до 70% рынка железнодорожных перевозок автотранспорта и до 25% от общего объема перевозок автомобилей в России.

РЖД-Партнер; 16.10.06