Николай Липатников: нужна разумная тарификация грузоперевозок
Реформа железных дорог принесла неожиданные результаты. Вместо достижения поставленных целей возникла несогласованность действий между железнодорожниками, и прежде всего владельцами приватных железнодорожных составов, и грузоотправителями. Об этом говорил на заседании правления Торгово-промышленной палаты России президент Вятской ТПП Николай Липатников. В работе правления принимал участие председатель правительства России Владимир Путин, который активно дискутировал с участниками.
РЖД в России всегда была примером грамотнейшей логистики. Реформы по передаче вагонов, подвижного состава часто негативно сказываются на всех аспектах работы дороги, но в наиболее тяжелом положении оказались лесопромышленники.
Зима 2010–2011 годов создала условия, мы надеялись, что догоним ситуацию кризисных лет, но в марте мы почувствовали вот эту непростую ситуацию со сбоем реализации этой продукции, сказал Николай Липатников.
В других регионах проблемы оказались столь же сложны. В центральных регионах России вопрос решается с помощью автомобильного транспорта, но при огромных объемах лесоперевозок он никак не может быть даже близкой альтернативой транспорту железнодорожному.
Очевидно, что возврат подвижного состава невозможен, но функции оператора, координатора перевозок, а самое главное ответственного лица за перевозки должны быть восстановлены.
Один пример. На сегодняшний день предприятие «Вяткалеспром» располагает около 50 тыс. куб. м подготовленной к отгрузке древесины. Но вместо заявленных 40 вагонов в сутки компания получает не более 5-6 вагонов от «Первой грузовой компании». Другие операторы вообще отказываются от предоставления вагонов, состава либо такие цены запрашивают, что стоять на месте будет выгоднее. Аналогичная ситуация и на других предприятиях. Она уже спровоцировала задержку заработной платы.
Мы получили ответы Минтранса России, РЖД, которые пишут, что объемы отгрузки в текущем году почти соответствуют аналогичным периодам прошлого года. Но это был посткризисный год и сравнивать с сегодняшним днем просто некорректно.
Каков вывод? Прежде всего нарушилась единая система управления движениям порожних и груженых вагонов, в два раза выросли пробеги порожних вагонов. Невыгодные грузы, к которым относится лес, частные операторы вообще не принимают к рассмотрению. Перевозка леса в России всегда была низкорентабельна, поэтому государство устанавливало особые тарифы. Стоимость перевозок у частных компаний для отдельных грузоотправителей поднялась на 10-40 % по сравнению с тарифами, которые дает Российская железная дорога.
Непросто с обстановкой у металлургов, машиностроителей, строителей, предприятий легкой промышленности. В торговле также серьезный сбой. В преддверии нашего правления мы провели рабочую встречу с первым вице-президентом РЖД Вадимом Морозовым и вице-президентом Сергеем Епифанцевым и убедились, что намеченные меры могут исправить ситуацию. Вагонный парк, принадлежащий РЖД, остается своеобразной государственной страховкой, обеспечивающей безопасность перевозок и расшивку узких мест.
Глава Вятской ТПП обратил внимание на важность разумного ценообразования грузоперевозок, так как этот фактор может быть решающим. Недопустимо, когда существует 2 тыс. частных операторов и каждый устанавливает свои правила игры, формирует и навязывает свои тарифы. Все должны работать под одним законом, который привел бы сетевую систему управления железнодорожных парков нашей страны в порядок.
Глава правительства Владимир Путин, отвечая на выступление президента Вятской ТПП, выразил согласие, что диспетчирование грузов в любом случае должно остаться за РАО «РЖД», и признал, что там действительно появились проблемы. Он сообщил, что сейчас Минэкономразвития вместе со службой формирования тарифов готовит соответствующее решение. Там намечен целый комплекс мер, надеюсь, что в самое ближайшее время вы их почувствуете.
«Но я могу еще раз повторить: нужно прямо сейчас начинать активную работу по перемещению груза», – заявил Владимир Путин.
ТПП Информ