28.06.05

Неспасаемый авиапром

Правительство готово рассмотреть вопрос о смягчении таможенного режима ввоза иностранных самолетов. Возможно, уже в этом году будет отменена - хотя бы частично - одна из самых идиотских запретительных пошлин. Российский авиапром она не защитила. Сбыт отечественных самолетов наладить так и не удалось, последние десять лет он остается на нулевом уровне.
Зато конкурентоспособность российских авиакомпаний, в течение почти пятнадцати лет не имевших возможности обновлять авиапарк, падает с каждым годом действия запрета на импорт техники. Две компании, впрочем, имели возможность импортировать самолеты: для "Аэрофлота" и "Трансаэро" было сделано исключение. В результате первая ввезла в страну 27 иномарок, вторая - 14. Для всех остальных действовала и действует сбор размером в 40% (пошлина + НДС) на импортные самолеты. Она была введена с благой целью - защитить отечественные авиастроительные предприятия от конкуренции с Boeing и Airbus.
В начале 90-х условия и правда были неравными. Даже богатые авиакомпании предпочитают покупать технику в рассрочку, а уж тем более на отгрузке в кредит настаивали бедные отечественные авиакомпании. Такие же бедные производители никаких лизинговых программ организовать не могли. Понятно, что введение запретительных пошлин на импортную продукцию вопрос об организации лизинга авиатехники не решило. Сбыт отечественных самолетов оставался практически на нулевом уровне. Теперь проблема лизинга решена, однако 15-летний застой в отрасли не мог не сказаться. Разработанные в другую экономическую эпоху самолеты не соответствуют современным требованиям по расходу топлива. Разрыв по экономике настолько критичен, что сегодня многие российские перевозчики импортируют иностранные самолеты, даже оставляя на границе 40% (пошлина + НДС). Так поступила, к примеру, компания "ВИМ-Авиа", специализирующаяся на чартерных рейсах. Экономический эффект от использования современных машин превзошел все ожидания: "ВИМ-Авиа" удалось обрушить этот рынок за счет радикально более низкой стоимости летного часа. Примеру этой авиакомпании последовали "Сибирь" и "КрасЭйр", готовятся "ЮТэйр", "Калининград Авиа" и даже государственное "Пулково". Все эти примеры убедительно доказывают, что востребованного рынком самолета у российского авиапрома нет. Между тем в этом году начинается массовое выбытие Ту-134 и Ту-154Б - продлевать срок эксплуатации этих судов до бесконечности нет возможности. По оценке Airbus, в ближайшие 20 лет российским авиакомпаниям необходимо будет приобрести как минимум 600 самолетов на сумму $46 млрд. Уже даже отечественные самолетостроители понимают, что необходимо открывать внутренний рынок. Глава объединенной авиастроительной корпорации Валерий Безверхий сообщил во вторник "Коммерсанту-daily", что к 16 августа Минтранс и Минпромэнерго представят Минэкономразвития согласованные предложения о временной отмене пошлин на ввоз иностранных самолетов. Минэкономразвития со своей стороны обязуется в течение двух месяцев после этого вынести вопрос на рассмотрение правительства. Вполне возможно, правительство эти предложения поддержит и они не утонут, как порой бывает, в многомесячных согласованиях.
Тем более что отмена пошлин, судя по всему, станет "пакетным решением". Российские авиаперевозчики получат возможность импортировать иномарки в обмен на обязательство приобрести некоторое количество отечественных самолетов. В том, что вторая попытка спасения авиапрома будет успешнее первой, есть сомнения. В конце концов, и "Аэрофлот", и "Трансаэро" давно уже имеют определенные обязательства по закупке самолетов на российских заводах, однако окончательно заказ так и не получен. Во всяком случае, российские авиакомпании, возможно, получат возможность закупать новые экономичные самолеты, с которыми им удастся сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Возможно, Россия потеряет самолетостроение, но останется хотя бы авиатранспорт.

Газета