24.06.05

Непреодолимая кража

Украденный в дороге товар не освобождает перевозчика от уплаты таможенной пошлины. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд (ФАС) Северо-Западного округа, поддержавший таможенников, которые требовали от компании уплатить пошлину за якобы похищенный в ходе экспедирования груз. Примечательно, что ранее суды, как правило, выносили решения исключительно в пользу компаний.

"Справедливость восстановлена,- комментирует постановление суда источник "Бизнеса" в Федеральной таможенной службе (ФТС),- в последнее время судьи принимали решения в пользу перевозчиков, освобождая их от уплаты пошлин в случае хищения товаров в дороге. Было создано уже несколько десятков подобных прецедентов, в основном судами в Московской и Ленинградской областях, через которые проходит большинство ввозимых грузов".

Прецедент в пользу таможенников создал ФАС Северо-Западного округа. Поводом для судебных разбирательств послужила жалоба фирмы-перевозчика, которой таможенники предписали заплатить причитающиеся пошлины, хотя компания утверждала, что товар был похищен в пути. Судьи поддержали таможенников, сославшись на Таможенный кодекс, в котором действительно прописано, что перевозчик не несет ответственности за уплату пошлин только в том случае, если товар был уничтожен из-за действий непреодолимой силы. "Действия непреодолимой силы - это такие обстоятельства, которые нельзя ни предотвратить, ни избежать. Если же товар был украден, он все равно тем или иным образом попадет на внутренний рынок, и пошлины с него уплачены не будут",- говорит представитель ФТС.

Однако на этом неприятности для компании не заканчиваются. Кроме уплаты пошлины, ответственность перевозчика предусмотрена еще и в виде штрафных санкций. По словам руководителя департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергея Фалина, согласно статье 16.9 Кодекса об административных правонарушениях, за утрату товара при доставке перевозчик обязан заплатить штраф в размере от 50% до 200% от стоимости товара. Также по договору перевозчик обязан возместить ущерб поставщику, сообщает эксперт.

Таможенники не скрывают удовлетворения решением суда. По их словам, зачастую бывает трудно выяснить, был ли уничтожен товар в дороге на самом деле или нет. "Иногда перевозчики инсценируют, например, пожар: они изымают товары из транспортного средства, которое потом сжигают, а при декларировании утверждают, что машина сгорела вместе с грузом",- рассказывают в ФТС.

Участники ВЭД соглашаются, что такая практика имеет место. По словам Сергея Фалина, иногда компании действительно инсценируют потерю грузов. "Например, реальная стоимость товара составляет 1 млн руб., а декларируется груз на 200 тыс. руб. Даже если перевозчик уплатит все пошлины и штрафы, он все равно получит существенную прибыль",- отмечает эксперт.

Бизнес 24.06.05