Недооцененная логистика
Емкость рынка транспортно-логистических услуг РФ в 2009 году оценивалась в 30 млрд евро, что составляет 5% от аналогичного показателя рынка Европы. Такие данные прозвучали на конференции «ТрансЛогистика», которая проходит 12–14 мая в Санкт-Петербурге.
Основной целью мероприятия было обсуждение тенденций в развитии рынка логистических услуг и обмен мнениями относительно прогнозов на 2010-2012 гг. К сожалению, пока выводы прозвучали не слишком утешительные.
В европейском рейтинге уровня развития логистических услуг Россия получила один из самых низких LPI-рейтингов. Основными причинами, по мнению генерального директора группы компаний «Алиди» Петра Демченкова, стали слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры и низкое качество логистических услуг при несоразмерно высокой их стоимости. В валовом продукте РФ доля логистических издержек достигает 23%, тогда как в Китае аналогичный показатель составляет 17%, в США – 11%, а в зоне Евросоюза – всего 6,5%.
Также среди причин отставания России называлась низкая доля логистического аутсорсинга, тогда как в Европе специализированным компаниям передано не менее 65% от всего объема логистических операций. В США этот показатель составляет около 47%, но это все равно значительно больше, чем в РФ, где основная часть услуг по управлению цепями поставок в сфере грузоперевозок выполняется собственными транспортными службами предприятий-товаропроизводителей. Ими производится свыше 77% от всего объема логистических операций.
Во время кризиса позиции России в данном сегменте рынка только ухудшились. По мнению главного аналитика департамента консалтинга ИА «Росбизнесконсалтинг» Людмилы Симоновой, для транспортной отрасли 2009-й можно назвать годом упущенных возможностей. Государство не смогло снизить остроту ударов, которые испытала российская логистика. Только в 2010-м в РФ появились программы стимулирования внутреннего спроса и выделения инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры.
По словам Л. Симоновой, на эти системные просчеты наложились также субъективные факторы. Среди них можно назвать низкую степень развития рыночных структур в сфере логистики, невысокую квалификацию высшего менеджмента как на государственном, так и на корпоративном уровне. В результате отечественная экономика испытала потрясения, которые оказались глубже, чем на Западе, хотя динамика физических показателей и оборота в целом в РФ и странах Европы и США оказалась сопоставимой. В 2009 году по сравнению с 2008-м оборот в рублях в сегментах грузоперевозок и экспедирования сократился на 15-18%, в секторе складских услуг – на 10%. При этом оборот логистических услуг в долларах США снизился на 35%.
На конференции также были представлены результаты анализа, проведенного Ассоциацией «Северо-Запад». Из них следовало, что позиции отечественных провайдеров логистических услуг на рынке РФ в кризис ослабли, а иностранных компаний – наоборот, усилились. Это произошло из-за того, что долг российских предприятий зарубежным инвесторам увеличился до $500 млрд.
Многие экспедиторские и операторские фирмы свернули свою деятельность ввиду нехватки средств. Их место на рынке заняли представители мировых провайдеров логистических услуг. Соответственно, присутствие международных логистических компаний на российском рынке усилилось. И в 2010-м следует ожидать поглощения ими целого ряда отечественных фирм.
С такими выводами согласны специалисты Института народно-хозяйственного прогнозирования и в Союзе автоперевозчиков и экспедиторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, а также северо-западном филиале Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП).
Выступавшие сошлись во мнении о том, что в 2010–2012 гг. объемы транспортных услуг в РФ могут расти на 9–10% в год. Это означает, что рынок восстановится к началу 2011 года и достигнет уровня 2007-го. Такой результат можно считать неплохим с учетом влияния всех негативных факторов. Он говорит о том, что логистический рынок в целом может приспособиться к работе в новых условиях.
Как подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Алексей Бакирей, местом проведения конференции не случайно была выбрана Северная столица. Транспортно-логистический комплекс – конкурентное преимущество города, расположенного на пересечении ключевых для РФ маршрутов в Европу и Азию. Вот почему для Санкт-Петербурга одной из основных задач является развитие транспортной инфраструктуры и логистики. Поэтому, сказал А. Бакирей, выводы, прозвучавшие на конференции «ТрансЛогистика», помогут в поиске эффективных решений в сфере транспортно-логистической деятельности.
РЖД-Партнер; 14.05.10