Не мечи икру на границе
Грузопоток на финише года замирает, отмечают таможенники, только во второй декаде января оживляется перевозка товаров в приграничных районах Северо-Запада. А вот с туристическими поездками все наоборот. По прогнозам Пулковской таможни, в новогодние праздники через пункты пропуска воздушных ворот Петербурга пройдут в обе стороны более 600 тыс. человек. В напряженном режиме будут работать также автопосты на российско-финляндской и российско-эстонской границах. Но к пиковым нагрузкам таможенные службы Петербурга и Ленобласти готовы, заверили руководители этих подразделений.
Подготовка включает комплекс привычных для предновогоднего времени мер, направленных на то, чтобы в приграничных пунктах пропуска не скапливались автобусы, легковые машины и, само собой, пассажиры. Для этого требуется усилить сменные службы, организовать, где следует, реверсивное движение, открыть дополнительные линии. А еще обеспечить взаимодействие с коллегами по ту сторону границы на случай непредвиденных, как говорится, обстоятельств.
Вся эта работа уже позади. «Думаю, все пройдет без сбоев», - говорит Андрей Александров, начальник таможенного поста многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Торфяновка» Выборгской таможни. Хотя никто не сомневается, что испытание впереди очень серьезное: как ожидается, нагрузка здесь вырастет в три-четыре раза. Обычно за 12-часовую смену на этом пути проходят около 1,5 тыс. человек, а в прошлом году в новогодние праздники пропускали за смену в среднем 9 тыс. любителей путешествий.
Перейти на усиленный режим работы предстоит и таможенникам МАПП «Ивангород», которые выполняют свои обязанности на границе с Эстонией. Руководитель этого поста Сергей Осиев приводит следующие данные: в будничные дни его сотрудники оформляют в одну сторону 25 - 30 автобусов и около 700 легковых машин. Перед Новым же годом эти показатели резко увеличиваются: через «Ивангород» едут в день уже до 60 - 70 автобусов и 7,5 тыс. легковых автомобилей.
Конечно, это вдвое меньше по сравнению с потоками, наблюдавшимися в том и другом направлениях, скажем, в 2012 году. Но число людей, перевозящих в фурах и легкомысленно берущих с собой запрещенные к ввозу товары, было и остается высоким. В этом году в автомобильных таможенных пунктах на границе с Финляндией («Торфяновка», «Светогорск» и «Брусничное») и в МАПП «Ивангород» на российско-эстонской границе изъяли 690 партий таких продуктов (более 27 тонн молочных, около 5 тонн мясных и не менее 12 тонн рыбных).
Такие цифры привел Олег Емцев, исполняющий обязанности заместителя руководителя межрегионального управления Россельхознадзора.
Возвращаясь в Россию, наши соотечественники везут порой осетровую икру и копченую рыбу из стран Евросоюза, рассказал он. Причем в новогодний период попыток ввезти продукты из «черного» списка становится больше. И хотя получить нужную информацию по этому поводу в наше время несложно - Интернет под рукой у каждого, многие оправдываются неведением.
А по правилам, «непрошеные» товары нужно вернуть в страну, где они были куплены, либо уничтожить. Положено провезти без специальных согласований не больше пяти килограммов съестных припасов на человека, да еще в заводской упаковке, с нужными маркировками? Будь добр, придерживайся правил. И это касается не только мясных деликатесов. Цветочный букет, к примеру, взять с собой можно, а вот провезти без сертификата в Россию горшечное растение либо семенной материал - запрещено.
С перечнем подобных товаров нужно ознакомиться до поездки, чтобы не оказаться, пересекая границу, в неприятной ситуации, советуют специалисты. Но продукты - еще ладно, бывает, что люди, решив отправиться в чужие края, пытаются провезти собаку или кошку, которые оформлены не по правилам либо вообще без документов. В лучшем случае домашнего любимца отправят тогда на карантин, а платить за его содержание придется хозяину (и немало - несколько сотен евро). А в худшем... Бедных животных, случалось, и усыпляли: законодательство в странах ЕС в этом отношении очень жесткое.
Много разговоров было о введении системы tax free для иностранных туристов (жителей стран, не входящих в Евразийский экономический союз) на российских таможенных постах. Нововведение предусматривает компенсацию налога на купленные в РФ товары стоимостью не менее 10 тыс. рублей. Такую законодательную норму приняли, но, чтобы она заработала, потребуются большие организационные и структурные изменения, отметил руководитель торфяновской МАПП. На каждом пункте пропуска нужно оптимизировать схему движения и согласовать ее по всем начальственным кабинам, реорганизовать места стоянок машин, внести коррективы в работу пограничной службы и т. д.
Так что система возврата налога на добавленную стоимость начнет действовать не с 1 января 2018 года, а, скорее всего, только к чемпионату мира по футболу (на первых порах данный порядок будет распространяться только на Москву, Петербург и Сочи). Да и то гарантировать это не берется сегодня никто.
«Очевидно, появится единый оператор, на которого возложат часть функций по введению такой системы, - предположил Сергей Данилов, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Пулковской таможни. - На это тоже потребуется время».