19.05.08

Назревшая необходимость

Реконструкция станции Автово, обслуживающей Санкт-Петербургский морской торговый порт, позволит увеличить объёмы грузоперевозок сразу на нескольких магистралях страны

Сейчас рост грузовой работы станции сдерживается недостаточной длиной приёмо-отправочных путей и отсутствием устройств электрической централизации и контактной сети, что влияет на работу значительной части сети дорог.

На станцию Автово приходится основная работа по подаче и уборке вагонов на погрузочные фронты порта, также обслуживаемого станцией Новый Порт. Грузы на Автово идут практически со всей сети железных дорог, причём грузопоток постоянно растёт. Так, если в 2003 году Санкт-Петербургский морской торговый порт перерабатывал 16,7 млн тонн грузов в год, то в 2007 году грузооборот достиг 24,1 млн тонн. Прогнозируется рост грузооборота порта до 29,6 млн тонн в 2010 году и 33,1 млн тонн к 2020 году. При этом для Санкт-Петербургского порта характерно значительное, почти в 11 раз, преобладание экспорта над импортом. В основном на экспорт идут удобрения, нефтепродукты, металл и уголь. На ОЖД признают, что станция уже сейчас с трудом справляется со значительными объёмами работы.

«Сейчас в сутки станция Автово перерабатывает около 2000 вагонов – это фактически её максимум. Проблема с перезагруженностью станции усугубляется и тем, что к ней примыкает много подъездных путей различных предприятий, – рассказывает начальник технического отдела службы перевозок ОЖД Татьяна Власова. – Увеличить же пропускную способность станции мешает то, что восточная её горловина не оборудована электрической централизацией – здесь до сих пор действуют ручные стрелки. Кроме того, приёмо-отправочные пути Автово имеют малую длину – в пределах от 685 до 928 м, что позволяет принимать поезда длиной не более 57 условных вагонов. В результате полносоставные маршруты, следующие в адрес порта, приходится перерабатывать на близлежащих станциях, сокращая при этом длину прибывающих поездов. Это требует постоянных затрат, уменьшается скорость доставки грузов».

Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие на прилегающих к станции перегонах электрической контактной сети. Из-за этого поездам, следующим в направлении Автово, приходится менять на близлежащей станции Предпортовая тягу с электрической на тепловозную.

«В такой ситуации при планируемом увеличении грузооборота Санкт-Петербургского морского порта пропускных способностей станции Автово будет уже не хватать, из-за чего вся работа как железной дороги, так и порта может быть серьёзно осложнена», – полагает главный инженер проекта отдела узлов и станций ОАО «Ленгипротранс» Сергей Малофеев.

Для обеспечения бесперебойной работы порта и станции в условиях растущего пассажиропотока «Ленгипротранс» разработал программу реконструкции Автово.

В ходе реализуемого сейчас первого её этапа, который должен быть закончен в 2009 году, два приёмо-отправочных пути удлинят до 1050 м, ещё два – до 950 м. Кроме того, все стрелки станции будут оборудованы централизацией, а над её путями и на прилегающих перегонах будет смонтирована контактная сеть.

Кроме того, сейчас на станции Автово выполняются работы по оборудованию всей станции микропроцессорной компьютерной электрической централизацией стрелок и сигналов ЭЦ-ЕМ и АБТЦ. идёт монтаж сетей, приобретается необходимое оборудование.

Ожидается, что к концу этого года система централизации будет сдана в эксплуатацию. Стоимость первого этапа реконструкции станции оценивается в 1 млрд 392 млн руб., выделяемых в рамках действия инвестиционной программы ОАО «РЖД» по усилению железнодорожных подходов к морским портам.

В ходе же реализации заключительного, второго этапа реконструкции, сроки проведения которого пока не определены, до 1050 метров будет увеличена длина всех четырёх путей, что позволит станции принимать поезда составностью 71 условный вагон, избавившись от необходимости разделения составов на станции Предпортовая.

«Кроме того, в ходе этого этапа, предварительная стоимость которого 484 млн руб., под станцией будет сооружён подземный пешеходный переход длиной 100,3 метра. Его строительство необходимо для обеспечения безопасности жителей Санкт-Петербурга, живущих вблизи Автово, и это даёт основания полагать, что финансовое участие в работах примет и правительство города», – замечает Сергей Малофеев.

На дороге отмечают, что вложенные в Автово средства скажутся на работе не только Октябрьской дороги, но и других магистралей.

«В результате реконструкции станция сможет обеспечить стабильный пропуск возрастающего грузопотока с целого ряда дорог сети. Реконструкция необходима и в свете ожидаемого развития Санкт-Петербургского морского порта, в ходе которого действующий здесь угольный терминал предполагается перенести в другой порт, а освободившееся место использовать для сооружения контейнерного терминала, обслуживать который также будет станция Автово», – отмечает Татьяна Власова.

«Гудок», 19.05.2008