Навстречу въезду
Привлечение иностранных туристов станет госпроектом
Ростуризм совместно с участниками туррынка включился в разработку мер для роста въездного турпотока в рамках Нацпроекта по развитию экспортного потенциала страны. Задача чиновников — увеличить к 2024 году доходы России от туризма на 75%, до $15,5 млрд. Для этого они могут упростить визовый режим и создать концепцию продвижения страны за рубежом. Реализация комплекса мер потребует финансирования в размере около 500 млн руб. в год.
Совет федерации в постановлении о развитии внутреннего и въездного туризма рекомендовал ускорить принятие приоритетного проекта «Увеличение экспорта туристских услуг». Как пояснил “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, проект разрабатывает Ростуризм, речь в нем пойдет о новых методах продвижения России как туристического направления для увеличения въездного турпотока. В Ростуризме уточнили, что работа ведется вместе с Российским экспортным центром (РЭЦ) в рамках Нацпроекта по развитию экспортного потенциала России в соответствии с апрельским решением президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Управляющий директор по клиентской работе РЭЦ Никита Гусаков добавил, что в работе принимают участие представители Минкульта, ЦБ и турбизнеса.
По словам господина Гусакова, одна из целей проекта — увеличить объем экспорта туристических услуг до $15,5 млрд к 2024 году, то есть почти на 75%. По расчетам Всемирной туристской организации, в 2017 году доходы России от туризма составили $8,9 млрд руб., что на 14% больше уровня 2016 года. Член комитета Совета федерации по социальной политике Игорь Фомин считает, что это не предел: за пять-шесть лет доходы от туризма в стране могут вырасти до $30 млрд. Сенатор указывает, что это возможно, в частности, за счет повышения стоимости: сейчас туристы тратят в России в среднем $300 на человека. «Значительную часть туристов в России составляют выходцы из стран бывшего СССР, с ростом доли иностранных гостей он увеличится автоматически»,— объясняет господин Фомин. По данным Росстата, в 2017 году Россию посетили 24,39 млн иностранных туристов, 16,59 млн из них (68%) прибыли из стран ближнего зарубежья. Среди других государств по числу приехавших в Россию туристов лидирует Китай — 1,48 млн визитов, на втором месте Финляндия — 1,02 млн.
Для увеличения въездного турпотока России действительно нужно серьезно заняться продвижением своего бренда, считает Игорь Фомин: «Это очень конкурентный рынок, многие страны вкладываются в свою рекламу». Никита Гусаков рассказывает, что по рейтингу Всемирного экономического форума за 2017 года Россия занимает 81-е место по эффективности маркетинга и брендинга, то есть продвижения страны как туристического направления.