01.08.07

Насыщения рынка складской недвижимости три года ждут

БН.ру

Бурное развитие торговли в Петербурге, рост валового регионального продукта и усиление позиций региона в качестве транспортно-логистического центра стали причиной возникновения в городе дефицита складов. Дефицит самых дорогих и качественных – мультимодальных складов высшей категории составляет более 1 млн кв. м. Относительного насыщения спроса участники рынка ожидают не раньше 2009 года

Насыщения рынка складской недвижимости три года ждут

Бурное развитие торговли в Петербурге, рост валового регионального продукта и усиление позиций региона в качестве транспортно-логистического центра стали причиной возникновения в городе дефицита складов. Дефицит самых дорогих и качественных – мультимодальных складов высшей категории составляет более 1 млн кв. м. Относительного насыщения спроса участники рынка ожидают не раньше 2009 года.

Кирилл Малышев, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International, оценивает дефицит качественных площадей до конца 2007 года в 1,2–1,3 млн кв. м.
Максим Мельников, старший консультант отдела индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Санкт-Петербург, при этом отмечает, что несмотря на дефицит, клиенты становятся более требовательными (как правило, это происходит за счет выхода на рынок западных ритейлоров). «Многие компании выбирают не только качественные помещения, но и качественную концепцию, удобное расположение», – отмечает он.

Основные потребители складского рынка сегодня – ритейлоры, импортеры, логисты и производители. Все они сегодня осознают, что строительство не является их профильным бизнесом, что гораздо прибыльнее вкладывать деньги в развитие своих сетей в городе и регионах, чем в создание собственных складов. Также многие логистические компании понимают, что их дело – именно логистика, они арендуют помещения в складских комплексах (Relogix, RLC, Megalogistic. FinPost, DHL и др.). Кроме того, существует тенденция, когда логисты и ритейлоры даже продают свои логистические комплексы и остаются в них только арендаторами.

Дорасти до гибкости

Большинство объектов высокого класса, планируемых к вводу в эксплуатацию в 2007 году, относится к классу «А». Это связано с тем, что разница в себестоимости строительства комплексов «А»- и «В»-классов не превышает 10–12%, а арендные тарифы отличаются более чем на 15%.

Ставки аренды на складские помещения класса «А» составляют сейчас $120–130 за кв. м, ставки класса «В» варьируются в пределах $100–115 за кв. м в год без учета НДС и коммунальных платежей. По мере насыщения рынка темпы роста арендных ставок начнут замедляться.

Стоимость строительства простой коробки под склад варьируется в диапазоне $600–700 кв. м (без коммуникаций).

В настоящее время в городе строится несколько складских терминалов общей площадью около 300 тыс. кв. м. До конца 2008 года будет введено в эксплуатацию около 1 млн кв. м.

Заявленная площадь строящихся мультимодальных терминалов до 2010 года – 3,3 млн кв. м. Но по оценкам Colliers International (исходя из существующей практики девелопмента) объем предложения на 2010 год не превысит 2 млн кв. м.

«По нашим оценкам, 2009 год станет ключевым для данного сектора рынка. В эксплуатацию единовременно будет введено большое количество складских проектов – около 1 млн кв. м, благодаря чему ставки аренды и прочие коммерческие условия станут более гибкими», – уверен Кирилл Малышев.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Максим Мельников,
старший консультант отдела индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Санкт-Петербург:

Склад может быть отнесен к классу «А» только при коэффициенте застройки складского комплекса не менее 50%. Это, пожалуй, основное требование. Вообще базовый фактор высококлассного объекта – это, конечно, его грамотная концепция. И высота потолков, и бетонное покрытие в таком комплексе просто не могут быть плохими. Любой комплекс, построенный правильно, в трехлетней перспективе будет востребован. Да, года через три на рынок выйдут проекты, построенные по схеме build to suit. Но даже тогда останутся ниши для складов, на которые будет спрос. 

Строящиеся на рынке Петербурга качественные складские комплексы сухого хранения, открытие которых планируется в 2007 году:

 №

 Название

 Адрес

 Класс

 Инвестор/Девелопер

 Общая площадь к вводу, кв. м

 1

 Без названия

 Шушары

 А

 Авалон Логистикc

 128 000

 2

 МЛП-Уткина заводь

 Уткина Заводь

 А

 МЛП

 72 000

 3

 Интертерминал

 Предпортовая ул., 1

 А

 Big City и Green Mark

 57 460

 4

 Без названия

 Шушары

 А

 ПНК-2

 40 200

 5

 Без названия

 Горелово

 А

 EPI

 40 000

 6

 Терминально-логистический центр "Шушары"

 Шушары

 А

 Евросиб

 20 000

 7

 Без названия

 Шушары

 А

 Энерго

 20 000

 8

 Без названия

 Горелово

 А

 Астрос Логистик Центр

 15 000

 9

 Без названия

 Уткина Заводь

А

 Портер

 7 500

 10

 Без названия

 пр. Обуховской Обороны

 А

 Теорема

 10 100

 11

 Без названия

 Мебельная ул., 12

 В

 Терминал «Старая Деревня»

 20 000

 12

 Охта терминал

 Энергетиков пр., 22

 В

 Мегалогистик

 6 000

Системные проблемы

Относительно большие складские площади (от 3 тыс. кв. м) пользуются спросом, в основном, со стороны логистических операторов. Крупные российские и международные торговые сети также проявляют интерес к высококлассным помещениям.

Однако складские мощности распределены по городу без какого-либо плана, поскольку большей частью сформированы путем бессистемного перевода производственных объектов в складские площади на разных территориях Петербурга.

К примеру, наиболее привлекательной для организации склада класса «А» является в последнее время южная часть города, рядом с Московским шоссе. Основным критерием выбора места потенциального расположения склада становится близость к КАД, что ведет к серьезным транспортным проблемам. Кроме того, все имеющиеся программы развития различных видов транспорта и улично-дорожной сети разрабатываются и реализуются практически без координации с развитием складских мощностей.

При этом в Северной столице крайне мало крупных мультимодальных терминалов общего пользования, которые – полностью оправдывая свое название, действительно обеспечивали бы эффективное взаимодействие различных видов транспорта. И эта проблема накладывается на отсутствие координации в развитии транспортно-логистических систем Петербурга и Ленинградской области. Объективная потребность в выводе с территории города части крупных производственных и складских объектов не сопровождается реализацией соответствующих программ по их размещению в Ленобласти.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Кирилл Малышев,
руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International:

Растущая потребность в высококлассных складских комплексах прежде всего вызвана приходом на рынок Петербурга иностранных торговых компаний и увеличением грузопотока через город. Ощутимое влияние на рост спроса оказывает и промышленное развитие. В том числе – привлечение в Северную столицу крупнейших автопроизводителей, деятельность которых увеличивает емкость складского рынка. При этом помещения в мультимодальных комплексах полностью сдаются в аренду еще до ввода (иногда – задолго) объекта в эксплуатацию. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Людмила Рева,
коммерческий директор Astera Oncor St.Petersburg:

Говоря о прогнозах насыщения рынка, следует также учитывать отложенный спрос на склады классов «С» и «D», арендаторов которых часто не устраивает качество предоставляемого сервиса. Принимая во внимание подобные факторы, удовлетворения спроса на рынке складской недвижимости можно ожидать не ранее 2009 года, а то и позднее. Потребности города постоянно растут, а в долгосрочной перспективе свою роль могут сыграть такие факторы, как, например, вступление России в ВТО стремление, «переключить» логистику из Эстонии на Петербург и многое другое. 

Грядущие проблемы

Максим Мельников, старший консультант отдела индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Санкт-Петербург, предполагает, что у некоторых компаний – застройщиков складов уже через три года могут начаться проблемы. «Многие компании, которые строят объекты класса «А», стремятся к быстрым деньгам, пытаясь выжать максимум прибыли с участка. Они нарушают коэффициент застройки, или выбирают неправильную локацию, или ориентируются не на тот сегмент рынка, или строят там, где и так наблюдается перенасыщение предложения, или завышают арендные ставки. Сейчас такие ошибки нивелируются высоким спросом, но через несколько лет ситуация может изменится».

Максим Мельников считает, что проектировать и строить мультимодальные склады нужно в районах с хорошей транспортной доступностью, но не у Московского шоссе, где к 2010 году уже планируется к вводу около 1,5 млн кв. м складских площадей. «На этом направлении может возникнуть настоящее перенасыщение предложения, в то время как на севере города ощущается его острый недостаток», –  предупреждает г-н Мельников.

Но найти такие места в городе крайне сложно. На рынке по-прежнему острый недостаток инженерно подготовленных земельных участков, пригодных для строительства складов. Цены на участки завышены. И это может изменить структуру рынка складской недвижимости не в лучшую сторону. Аналитики предупреждают, что земля под строительство складов (особенно неподготовленная), не может стоить больше $60 за кв. м. В противном случае экономика проекта может быть поставлена под сомнение.

 

Как определить склад категории «А»

 Необходимые условия

 Наличие

 Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров  обязательно
 Площадь застройки 40–45%  обязательно
 Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв. м, на уровне 1,20 м от земли  обязательно
 Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6–7 ярусов)  обязательно
 Регулируемый температурный режим  обязательно
 Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения  обязательно
 Наличие системы вентиляции  обязательно
 Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения  обязательно
 Автономная электроподстанция и тепловой узел  обязательно

 Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters)
 с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers)

желательно

не менее 1 на 500 кв. м

 Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей  обязательно
 Наличие офисных помещений при складе  обязательно
 Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала)  обязательно
 Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников  обязательно
 Оптико-волоконные телекоммуникации  обязательно
 Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория  обязательно
 Расположение вблизи центральных магистралей  обязательно
 Профессиональная система управления  обязательно
 Опытный девелопер  обязательно
 Ж/д ветка  желательно