12.02.08

На РЖД создаётся эффективная терминально-складская система

На РЖД создаётся эффективная терминально-складская система и идёт оснащение основных станций современной техникой. Александр Казанцев, начальник департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД" Грузооборот на сети ОАО "РЖД" постоянно растёт. Для того чтобы справиться с его переработкой, необходимо выстроить эффективную терминально-складскую систему и оснастить основные станции современной техникой.

- Александр Петрович, каким был для возглавляемого вами хозяйства 2007 год, удалось ли выполнить все поставленные задачи? - Прежде всего хочется отметить работу дирекций по управлению терминально-складским комплексом. Ключевые задачи, поставленные перед ними в 2007 году, выполнены.

Было заключено около 7 тыс. долгосрочных договоров с грузоотправителями и грузополучателями. Для привлечения дополнительных объёмов переработки грузов модернизированы объекты инфраструктуры в местах общего пользования на 12 станциях с оснащением высокопроизводительной техникой для работы с крупнотоннажными контейнерами. Увеличен объём погрузки леса на СЖД, ЗСЖД, ЗабЖД и ДВЖД.

В целом по сети в хозяйстве достигнут рост производительности труда на 26%. Рост грузопереработки к уровню 2006 года в среднем составил свыше 8%.

Наилучших результатов в увеличении объёмов погрузочно-разгрузочных работ достигли СЖД, ЮВЖД, ПривЖД, ЗСЖД.

Одно из наиболее перспективных направлений развития транспортной логистики на базе терминально-складского комплекса железных дорог - совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания для создания наиболее привлекательных условий для грузоотправителей и грузополучателей за счёт предоставления полного комплекса услуг по доставке грузов, что способствует повышению конкурентоспособности ОАО "РЖД" на транспортном рынке.

Хотя работа терминально-складского комплекса и не связана с основной перевозочной деятельностью ОАО "РЖД", тем не менее её с полным основанием можно считать важным элементом логистической системы. Развитие этого сегмента рынка состоит в создании внутрироссийской и зарубежной терминально-логистической сети, предоставляющей клиентам весь спектр услуг, с организацией обслуживания широкой номенклатуры грузов. По предварительным оценкам, сеть будет сформирована на базе 35 опорных транспортно-логистических центров.

Это позволит оптимизировать существующую терминально-складскую систему и грузовую работу, обеспечит привлечение дополнительной грузовой базы высокотарифицированных грузов на железнодорожный транспорт. Необходимо создать сеть универсальных терминалов для переработки различной номенклатуры грузов. Создание таких терминалов планируется осуществить на базе крупнейших грузовых станций, ориентированных прежде всего на переработку грузов, перевозимых насыпью и навалом, а также тяжеловесных грузов.

Удельный вес таких грузов в общем объёме переработки на местах общего пользования, осуществляемой дирекциями, составляет 40%.

Работа терминальных комплексов - важный элемент логистики

- Один из основных критериев оценки качества работы - взаимодействие с предприятиями - заказчиками услуг на путях необщего пользования. Каких результатов удалось достигнуть в этой сфере?

- На железнодорожных путях необщего пользования осуществляется более 80% всей грузовой работы. Время нахождения вагонов на таких путях - один из основных показателей качества работы.

По итогам 2007 года показатель хуже уровня 2006 года на 0,64 часа. Объективные причины некоторого увеличения этого показателя связаны в основном с устойчивым ростом объёмов грузовой работы, увеличением доли приватных вагонов, занятых на перевозках.

Однако существует и целый ряд субъективных причин. Среди них необходимо отметить, что 50% железнодорожных путей необщего пользования работает только в дневное время, это приводит к непроизводительным простоям вагонов в ожидании грузовых операций с ними.

Для сдерживания роста среднего времени нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования проводится работа по созданию ЕТП - единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания, которые позволят построить взаимодействие наиболее рациональным образом и добиться улучшения эксплуатационной деятельности. Из общего количества заключённых в 2007 году договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования на подачу и уборку вагонов 70% содержат условия, направленные на сокращение времени нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

В связи с принятием закона о морских портах, который меняет сложившийся порядок организации взаимоотношений ОАО "РЖД" и портов, предстоит большая работа по разработке единых технологических процессов станций и портов, на основании которых будут заключены узловые соглашения с операторами морских терминалов.

- Как обстоит дело с работой по сохранности грузов?

- На сети принимаются меры по развитию и внедрению технических средств и новых технологий, исключающих влияние человеческого фактора и обеспечивающих выявление недогрузов вагонов против массы груза, указанной в перевозочных документах. Электронные вагонные весы с автоматической регистрацией результатов взвешивания, установленные как на станциях отправления, так и на пограничных станциях, позволяют своевременно выявлять умышленные искажения сведений в перевозочных документах.

Улучшение технической оснащённости станций системами и приборами контроля состояния сохранности грузов в процессе перевозки повышает эффективность работы пунктов коммерческого осмотра как основного подразделения, обеспечивающего контроль сохранности перевозимых грузов в пути следования.

Наиболее эффективной системой выявления причин несохранных перевозок, в том числе и от хищений грузов, является Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ).

- Каковы основные направления технологического переоснащения хозяйства?

- Внедряемые ранее на сети железных дорог технические средства - промышленное телевидение, электронные вагонные весы, смотровые вышки - выполняли только отдельные функции по контролю за показателями, влияющими на обеспечение безопасности движения поездов. Теперь необходимы качественно новые многофункциональные системы контроля. Одним из путей решения этой задачи является существенное укрепление технического оснащения ПКО сети железных дорог автоматизированными системами коммерческого осмотра поездов и вагонов, которые в перспективе должны претерпеть значительную модернизацию в связи с введением нового высокотехнологичного современного оборудования.

ati.su 12.02.08