04.10.12

На границе с РФ может “застрять” украинский трактор

Чтобы спасти производителей сельхозтехники от банкротства, соседи планируют ввести очередной утилизационный сбор.

Российская Федерация планирует ввести утилизационный сбор на сельхозтехнику, которая импортируется в страну. Президент России Владимир Путин заявил, что уже в ближайшее время ожидает от Минэкономразвития и Минпромышленности соответствующих предложений. Ранее ввести такой сбор уже предложили депутаты Госдумы. Председатель парламентского комитета промышленности Владимир Гутенеев заявил, что это отведет от русских производителей сельхозтехники угрозу банкротства благодаря появлению после вступления во Всемирную торговую организацию иностранных конкурентов. Напомним, что пошлина на импорт сельхозтехники в Россию снизилась с 15% до 5%.

В первую очередь российские производители сельхозтехники боятся конкуренции с техникой иностранного производства, которая была в употреблении. Таких, как американские John Deere или немецкие CLAAS. В начале 2012 года импортированная сельхозтехника составляла половину российского рынка, но даже за первое полугодие этого года ее ввезли в страну на 30% больше. По информации Российской ассоциации производителей сельхозтехники, если раньше в общем объеме импорта сельхозтехники бывших в употреблении машин было не более 10%, то с отменой пошлин на протяжении года их часть может возрасти до 50%. Интерес иностранных производителей понятен: например, рынок зерноуборочной техники в России считают одним из наиболее перспективных в мире, потенциал роста спроса на комбайны очень высок.

Тем не менее, страх российских производителей потерять значительную часть рынка ударит по украинским производителям, которые поставляют на него немало сельхозтехники, да и вообще в большей степени экспортно-ориентированные. Скажем, Харьковский тракторный завод выпускает около 2000 машин в год, и 75% заказов — экспорт, в том числе и в Россию. И если Россия все же внедрит утилизационный сбор еще и на сельхозтехнику, это, по всей видимости, приведет к так называемым “зеркальным мерам”.

Между тем, украинские производители сельхозтехники так же чувствуют жесткую конкуренцию наравне с известными мировыми гигантами. Импортные тракторы и комбайны качественные, надежные, долговечные, универсальные, они имеют высокую производительность. В то же время, как, к примеру, недавно отмечал журналу Forbes заместитель директора департамента инженерно-технического обеспечения МинАПК Павел Гринько, если иностранные комбайны на каждую тонну зерна расходуют 1 литр топлива, то отечественные — от 3,5 до 4,5 литров. А из-за поломок техники во время зерноуборочной кампании ежегодные потери урожая составляют около шести миллионов тонн.

Похоже, владелец единственного в Украине завода по производству комбайнов, Херсонского машиностроительного завода, Александр Олийнык видит причину таких потерь в другом. Так, в одном из интервью он, в частности, сказал: “Ежегодно Украина теряет до семи миллионов тонн зерна из-за несвоевременной уборки. На наш взгляд, потери более высоки. В среднем ресурс комбайна составляет 20 лет. А в Украине около 70% парка комбайнов уже давно превысило этот срок”.

“На рынке мы со своим “Скифом” — как лакмусовая бумажка, ведь сегодня его цена ниже российских аналогов и на уровне белорусских”, — заверяет Олийнык. По его словам, предлагая аграриям Херсонской области комбайны со скидкой в 15%, завод фактически работает в убыток. “Но мы понимаем, что в нынешних условиях необходимо поддержать аграриев, ведь благодаря их замечаниям и пожеланиям насчет работы нашей техники мы продолжаем развиваться и совершенствоваться”, — добавляет он.

И это, кстати, тоже является причиной успеха иностранных конкурентов: на научные и конструкторские цели они могут себе позволить тратить средства, значительно превышающие те, которые тратят украинские или те же русские производители. Аккумулировать же средства для этого им позволяет серьезная государственная поддержка. Например, возможность использовать механизмы государственного субсидирования: банки предоставляют им кредиты на несколько лет, как правило, под два-три процента годовых.

Именно на более активную государственную поддержку уже не первый год рассчитывают и украинские машиностроители. Впрочем, Николай Присяжнюк, будучи тогда не министром аграрной политики и продовольствия, а председателем аграрного комитета Верховной Рады, в 2008 году говорил: “Правительством были проведены мероприятия по компенсации стоимости сложной сельхозтехники отечественного производства, финансовый лизинг и уменьшение процентов по кредиту на нее. Предусматривалось, что это будет стимулировать отечественного производителя сельхозтехники, который даст достойную технику, а иностранные производители будут строить у нас заводы по производству сельхозтехники. В итоге — ни первого, ни второго не произошло. Поэтому и средства, предусмотренные бюджетом, не дали возможности выполнить те задачи, которые ставились перед АПК: и на компенсацию 30%, и на финансовый лизинг, и на погашение процентов по долгосрочным кредитам”, — утверждал он. И уже тогда говорил о том, что необходимо создать благоприятные условия для иностранных компаний, чтобы те строили технику на украинских мощностях.

В настоящий момент некоторые иностранные компании уже присутствуют в Украине. Председатель Госагентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом Дмитрий Колесников заявлял, что над вопросом создания совместных предприятий с ведущими производителями западных государств работает и Агентство, и сами заводы. “Пять лет назад было создано совместное производство компании Lemken и “Красная Звезда”. Они выпускают продукцию для зерноуборки. Создано совместное производство по охлаждению группой “Брацлав” и французской компанией”, — приводил он примеры.

Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины ведет переговоры с зарубежными производителями сельхозтехники о реализации программ общей сборки комбайнов в нашей стране. Речь идет об организации сборочного производства. Сами же отечественные производители подозревают, что подобное приведет к сборке из импортных комплектующих, возможно даже к крупно-узловой, когда к готовому изделию, завезенному в Украину, на месте прикручивается та или иная деталь. А это, мол, только приведет к их уничтожению.

Более того, бывшая в употреблении иностранная техника на украинском рынке не внушает им доверия. Так, во время визита на ХТЗ Николая Азарова премьер-министру предложили изменить правила ввоза сельхозтехники в Украину. “Огромное количество бывшей в употреблении техники завозится в Украину. И никаких барьеров нет. Мы бы не хотели, чтобы нашу страну превращали в место складирования техники, отработанной в других странах”, — сказал генеральный директор предприятия Сергей Серебряков. Министр обещал посодействовать.

В Госагентстве по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, кстати, еще в прошлом году предлагали ограничить импорт зарубежной сельхозтехники. В частности, если ей более трех лет, пошлина на нее будет составлять не менее 35% от ее таможенной стоимости.

Теперь же Президент Украины поручил профильным министерствам разработать механизмы господдержки отечественного сельхозмашиностроения для создания новых, конкурентоспособных образцов техники. Механизмы должны быть зафиксированы в программе развития государственной промышленной политики до 2017 года, сформировать которую Виктор Янукович поручил правительству. Министр АПК Николай Присяжнюк уже заверил, что государство возобновляет работу аграрного лизинга. Вопрос в том, насколько они будут выгодны аграриям — до сих пор ощутимого результата это не дало.

Укррудпром