На границе проблемы с двух сторон
Брестчане порой жалуются, что получить визу в Польшу сложно. Однако и на долю счастливчиков с визой при пересечении границы в последнее время тоже выпадает немало трудностей.
Подтверждением тому стали обращения брестчан, которые позвонили в «БГ», в надежде хоть как-то улучшить ситуацию.
Вот что рассказала жительница областного центра Людмила:
- В Польшу мы поехали вечером в пятницу 7 октября. Обратно возвращались уже в субботу. Нас поставили на красный канал, так как мы везли стройматериалы. Заехав в боксы, мы вынуждены были провести там целый час. Остальные каналы двигались, а через наш канал за это время прошла только одна машина. Выйдя из автомобиля, я подошла, как поняла, к одному из главных смены. Спросила у него, за какое время должны пропустить одну машину. Ответ был просто шикарный: одна машина оформляется в течение суток. После этого я позвонила по телефону горячей линии в Таможенный комитет в Минск, где мне ответили, что я не первая, кто сегодня звонит по поводу «Варшавского моста», и что они им сами звонили. Помимо этого, мы попали как раз на пересменку, после которой проверящие стали лютовать. Заставляли взвешивать все, что только можно: и быттехнику, и стройматериалы. Как мне кажется, они работают очень медленно. Да еще и смеются над теми, кто стоит в очереди. В позапрошлые выходные они стояли и с ухмылкой нам с подругой сказали: «Что, девочки, может, поспорим, кто раньше: вы уедете или мы смену закончим?» Ну разве можно такое людям говорить?! Люди и так нервные, потому что в очереди стоят по 8 - 10 часов, чтобы вернуться домой. Я вижу, что поляки к своим так не относятся, как белорусы к согражданам.
По словам Людмилы, то, как таможенники и пограничники работают, - форменное безобразие. Ни на какие вопросы ответить не могут. У них на все есть только один ответ: «Гаврилова, 45». И на этом все.
- В Польшу мы ехали через «Домачево», так наши таможенники и пограничники там быстро работали. Зато когда возвращались, то простояли на нашей границе с двух до девяти. А в позапрошлые выходные мы все десять часов отстояли на границе, - отметила Людмила.
С похожей жалобой в «БГ» обратился житель Бреста Юрий:
- Это было ужасно. Мы приехали на «Варшавский мост» в воскресенье около 22.00.Пересекли же границу только где-то в 8.40 утра. Из этого времени только два с половиной часа у нас ушли на пересечение польской границы. Посчитайте, сколько мы стояли на нашей? На пункте пропуска вообще практически не работали.
Что самое интересное - на «Домачево» мои знакомые в этот же день прошли нашу границу за часа два. Около 15.00 в понедельник мы возвращались в Брест и простояли на границе до 22.30. Насколько я знаю, пересменка на нашей границе, как правило, занимает минут 15, где-то с 20.00 до 20.15. Так вот, они шлагбаум, который пропускает на белорусскую территорию, закрыли в 19.40, а открыли в 20.50 (!). Хорошая пересменка. В это время они просто не работали. И только когда машины, стоящие в очереди, начали сигналить, а люди возмущаться, они стали работать. Только после этого (!). Жалобы на горячую линию ничего не дают.
Как дополнил Юрий, очередей не было месяца полтора после того, как ввели новые правила пересечения границы (один раз в 5 дней на машине).
- Сейчас в какой бы день не ездил, в выходной или будний, будешь стоять неизвестно сколько. Я понимаю, если бы мы на нашей границе стояли часов 6 и на польской столько же, тогда это можно было бы списать на поток машин. Но когда у наших и у поляков одинаковая процедура регистрации, но у поляков мы стоим 2 часа, а у наших в 4-5 раз больше, то это о чем-то да говорит. Ведь количество машин одно и то же и нагрузка, следовательно, одинаковая. И два часа, притом с оформлением VAT! А ведь это не быстрая процедура, - дополнил раздосадованный брестчанин.
В завершение Юрий пожаловался на весы, которые стоят в пункте пропуска на улице.
- Когда я вез себе матрас, взвесил его в Польше на электронных весах, чтобы быть уверенным и везти без растаможки, потому что товар неделимый и должен весить до 35 кг. Весы у белорусских таможенников показали на 2 кило больше, чем я взвешивал в Польше. Я не согласился с весом, и мы его отнесли на другие весы, электронные. Как и ожидалось, они показали ровно столько, сколько было в Польше. Это ладно, у меня не было превышения, а людям, у которых вещь весит, к примеру, 34 кг, что делать? Поэтому, если будет спорный момент, требуйте взвесить на электронных весах. Те весы, которые стоят на улице, врут.
Это что касается автомобильных пунктов пропуска. Совершенно же в противоположной ситуации оказалась бестчанка Виктория, решившая отправиться в субботу 8 октября в Польшу на поезде:
- В 8 утра я поехала в Тересполь. У меня был четвертый вагон. Как оказалось, если раньше польские таможенники и пограничники приходили в вагоны, сейчас они открыли пункт контроля и всех приглашают туда. Людей было очень много. Сначала мы просидели в вагоне некоторое время, после чего весь вагон поднялся и двинулся в этот таможенный пункт. Мы долго стояли в туннеле, прежде чем дошли до пункта пограничного и таможенного контроля. Очередь двигалась очень медленно.
В общей сложности прохождение польского пограничного и таможенного контроля на въезд заняло у меня больше часа. Но это что. Женщина, с которой я возвращалась обратно, сказала, что в Тересполь они ехали в 6-м вагоне и оформление документов заняло у них около двух с половиной часов.
По словам нашей собеседницы, когда она возвращалась, ситуация с польской стороны была примерно та же, если не хуже.
- Я пришла больше чем за час до отправления поезда. Очередь в таможенный зал двигалась очень медленно. Если на въезд работали три окна, то на выезд - два. Это притом что многие оформляли VAT. Проходишь пограничников, затем - к таможенникам, которые собирали документы на регистрацию VAT и отдавали их в другую комнату для непосредственной регистрации. При этом те, кто подавал свои бумаги и паспорта раньше, почему-то получали их позже. Само помещение очень узкое, и люди с купленными телевизорами, пылесосами и другим габаритным товаром, упакованным в коробки, то и дело толкали друг друга.
Когда поезд уже должен был отправляться, я еще не получила свой паспорт с отмеченным VAT и стояла возле окошка. Нас было много. Мы стояли, и никто не знал, уйдет наш поезд или не уйдет. А следующий - в десять вечера, - вспоминает Виктория.
Она все же успела сесть в вагон до отправления поезда. Однако, после того как состав тронулся, он проехал немного: кто-то сорвал стоп-кран. В итоге поезд выехал из Тересполя с 30-минутным опозданием. Все люди были на нервах. Хорошо, что с нашей стороны удалось пройти необходимые процедуры очень быстро.
- Можно себе представить, сколько пришлось ждать людям, приехавшим в Тересполь в 12-м вагоне. При этом у них всюду висят флаги Евросоюза. Обидно, что Евросоюз встречает и провожает людей таким образом, - резюмировала Виктория.
Прокомментировать жалобы жителей областного центра на проблемы прохождения таможенного контроля с белорусской стороны корреспондент «БГ» попросила начальника таможенного поста «Варшавский мост» Сергея Селивонца:
- Что касается длительного ожидания, то, к сожалению, это есть. Это связано с тем, что фактическая пропускная способность в некоторые дни недели превышает установленную проектную суточную пропускную способность почти в два раза. Также в последнее время отмечается увеличение количества ввозимых товаров длительного пользования, которые требуют таможенного оформления.
Помимо этого, при пересечении государственной границы Беларуси, кроме таможенного контроля, предусмотрены автомобильный, который осуществляется транспортной инспекцией, пограничный, который проводят пограничники, а также при необходимости санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный виды контроля. Таможенники осуществляют контроль только после вышеперечисленных служб.
Если говорить про консультации и разъяснения, то в пункте таможенного оформления их дают уполномоченные должностные лица таможни. Это главные инспекторы, начальники отделов таможенного оформления и контроля, начальник таможенного поста и его заместитель. Поэтому за консультацией гражданин может обратиться именно к ним. Информация о требованиях таможенного законодательства при перемещении товаров через границу, его нормах размещена на информационных стендах таможни, на модулях и в бегущей строке. Более подробно ознакомиться с ними можно на сайтах Таможенного комитета РБ, Брестской таможни.
Все весы, установленные в ПТО, сертифицированы и в положенные сроки проходят соответствующую проверку. Возможно, иногда могут иметь место некоторые погрешности в их работе. При возникновении сомнений всегда можно воспользоваться электронными весами, которые находятся в помещении пункта пропуска, и инспектор об этом сообщает.
По конкретным фактам, изложенным в обращениях граждан, мы всегда проводим проверки, используем при этом имеющиеся в нашем распоряжении аудио- и видеозаписи, даем исчерпывающие ответы.
Если граждане действительно хотят сообщить о недостатках в нашей работе и чтобы мы на них могли реагировать оперативно, приглашаю ко мне на прием в среду с 09.00 до 13.00 и в пятницу с 14.00 до 17.00.
В завершение мне хотелось бы рекомендовать заранее заполнять таможенную декларацию. К тому же на сайте Таможенного комитета размещены бланки пассажирской декларации для заблаговременного их заполнения, в том числе и на иностранных языках. Ведь зачастую наши граждане подъезжают для прохождения таможенного контроля и только вместе с инспектором начинают заполнять декларацию. А ведь время идет, автомобиль стоит, и все, кто за ним, тоже вынуждены ждать. Поэтому время, проведенное на границе, зависит и от самих людей.
Брестская газета