На что ориентироваться бизнесу грузоперевозок в Тюменской области?
В России зарегистрировано 6,5 млн грузовиков, которые ежедневно перевозят тонны грузов. Только за 2017 год доставлено 5,5 млрд тонн. Грузоперевозчики Тюменской области находятся в более сложных условиях из-за специфики региона. На что ориентироваться тюменским бизнесменам - в материале "Нашего города".
Большую часть грузов доставляют продуктовые сетевики своим транспортом, примерно 30% от общего объема приходится на долю транспортных компаний. Несмотря на развитую сеть железнодорожного транспорта, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что без автомобильных грузоперевозок не обойтись.
В Тюменской области крупные грузоперевозчики сетуют на слабую загруженность, объясняя это тем, что спрос на крупные перевозки отсутствует.
Заказчик хочет быстро, качественно и желательно меньше заплатить. А Тюменскую область крупные перевозчики стараются обходить стороной. Вероятно, что здесь нет крупного производства как, например, в Челябинске или Екатеринбурге. Поэтому Тюмень это транзитный город, а основное направление на Север.
Артем Третьяков, генеральный директор «Глававтотранса»
По данным Минтранса, рынок грузоперевозок растет. Так, за 2017 год объем увеличился на 15% до 733 млрд рублей. Столько заплатили за 1,6 млрд тонн грузов. Большая часть из них пришлась на полную загрузку фуры, когда заказчик нанимает машину целиком.
Тюменский представитель грузоперевозчиков делится своей статистикой. По мнению Артема Третьякова, в регионе наблюдается спад спроса на услуги перевозки грузов.
После олимпиады [Зимняя олимпиада в Сочи 2014 года], мы наблюдаем меньший спрос на рынке, особенно по перевозке промышленных грузов
Артем Третьяков, генеральный директор "Глававтотранса"
Специалисты предрекают рост сегмента сборных грузов. В прошлом году он занимал только пятую часть в общем объеме грузоперевозок. Эксперты считают, что в 2018 году он превысит 180 млрд рублей.
Такую тенденцию подтверждает крупнейший федеральный перевозчик. У "Деловых линий" 2/3 объема перевозок приходится именно на сборные грузы.
Сейчас мы очень чувствуем, что вырос объём так называемого е-коммерса: это тот поток, который генерят интернет-магазины, интернет-сервисы. Мы чувствуем, что это будет драйвером роста.
Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые линии»
Дополнительным объемом для грузоперевозчиков становятся онлайн покупки россиян, которые в большинстве случаев доставляются фурами. Объём заказов для транспортных компаний из интернет-магазинов ежегодно растет на 20-30%.
Этот сегмент рынка привлекателен, в первую очередь, для крупных компаний, курсирующих сверхдлинными маршрутами. Они готовы даже снизить комиссию для своих клиентов и отправлять фуру не по мере заполнения, а по необходимости.
Не обязательно по заполнению. Она может идти по графику, чтобы соблюдать какие-то временные обязательства. Фура никогда не останавливается фактически. Она останавливается только у склада, чтобы сделать выгрузку или загрузку.
Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые линии»
Помимо крупных грузоперевозчиков в стране насчитывается более миллиона индивидуальных предпринимателей, у которых в гараже одна машина. На сегодняшний день им удается зарабатывать и обходиться без многочисленных посредников с помощью компаний, которые через интернет агрегируют заказы. Как и онлайн-сервисы такси они избавляют бизнес от больших комиссий.
Есть три месяца ажиотажа, где комиссии могут быть минимальны: 5-7%. Это декабрь-ноябрь и первая половина января. А все остальные девять месяцев посредник начинает наживаться на своих клиентах там комиссии могут доходить до 40-50%, но в среднем, 20-25%.
Анна Качурец, основательница сервиса «Груз.гоу»
Кроме этого сервисы подбора грузового автомобиля могут решить проблему логистики. Сегодня порожний пробег оценивается в 30% недополученной выручки. А это значит, на обратном пути водитель может подобрать себе выгодный заказ.
В Тюменской области своя специфика - протяженность региона, который больше Московской области в 32 раза.
«Да для нас порожний рейс большие расходы, по возможности, стараемся загрузить на обратном пути машину. Если на Север мы везем продукты, стройматериалы, то обратно везти кроме металлолома нечего», - говорит директор автотранспортной компании «Артель» Ринад Хабибуллин.
Гендиректор «Глававтотранса» Артем Третьяков добавляет, что теперь на север есть прямая дорога из Свердловской области, и транспорт может вовсе не заходить в Тюмень. Значит, и заказов становится меньше.
Спад объемов больно бьет по мелким компаниям. Так, рейс из Тюмени в Новый Уренгой обойдется заказчику в 90 тыс. рублей. Из этой суммы 15% приходится на зарплату водителю, 45% это ГСМ, остальное - ремонт амортизация и доход компании.
Достаточно тяжело сейчас, со всех сторон зажимают, солярка растет, а ставки по налогам не снижаются, система «Платон» также дополнительное бремя.
Ринад Хабибуллин, директор компании «Артель»
Неблагоприятные условия вынуждают водителей переходить на серую схему работы. Что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на добросовестных предпринимателей. По оценкам специалистов сектора грузоперевозок, используя серые схемы, водители ежегодно провозят мимо бюджета до 500 млрд рублей.
Тем не менее, система «Платон», взимающая плату за проезд по федеральным трассам с грузовиков массой свыше 12 тонн уже принесла в бюджет на начало 2018 года 40 миллиардов рублей. Сейчас в системе зарегистрировано больше миллиона машин.
Участники бизнеса признают, что это вынужденная мера, и надеются, что это приведёт рынок к единым правилам движения.