22.01.10

Мы таможней и грузоперевозками связаны воедино

Отдел по таможенно-брокерской деятельности плодотворно работает на благо Куйбышевской магистрали.

Вообще-то Сергей Кошелев по образованию движенец. За его плечами Куйбышевский техникум железнодорожного транспорта, Самарская академия путей сообщения и богатый производственный опыт. Он работал маневровым диспетчером, заместителем начальника станции, начальником станции Чапаевск.

Таможенно-брокерской деятельностью Сергей занялся в 2005 году, став начальником соответствующего сектора на Самарском отделении дороги, а в августе 2006 года возглавил и весь отдел на дороге.

Он честно признается, что в начале железнодорожной карьеры даже и не помышлял о том, что ему очень тщательно придется изучать таможенное законодательство. Правда, были точки соприкосновения с таможенниками, когда работал начальником станции – приходилось грузить экспорт, получать импорт. Теперь его повседневное основное дело – это организация взаимодействия с таможенными органами.

- Сергей Михайлович, на беседу с вами сподвигли два события: обособление возглавляемого вами отдела по таможенно-брокерской деятельности в самостоятельную единицу и международный День таможенника, который празднуется 25 января.

– Я являюсь представителем ОАО «РЖД» и наш профессиональный праздник – это День железнодорожника, но мы всегда поздравляем коллег-таможенников с их профессиональным праздником.

- И все же название вашего отдела прямо указывает на то, что ваша работа плотно связана с таможенной деятельностью. Правда, тут еще брокерская деятельность примешивается. Как-то не очень понятна такая связка для нашего неискушенного читателя.

– Хочу пояснить, что брокерская деятельность отдела задумывалась изначально, но по ряду причин ОАО «РЖД» не может получить свидетельство от Федеральной таможенной службы на право осуществления этой деятельности.

Поэтому согласно штатному расписанию новое название подразделения именуется Самарский региональный отдел по таможенной деятельности, слово «брокерской» исключено. А вообще, мы имеем дело с теми таможенными брокерами, которые получили соответствующее свидетельство на такую работу.

В частности, ОАО «РЖД» заключило договор с таможенным брокером ООО «Таможенно-Брокерский Центр», который от имени и по поручению перевозчика выполняет и совершает таможенные операции. Мы же являемся связующим звеном между железной дорогой и таможней. Если случается негативная ситуация, мы ее решаем, выходя напрямую на органы таможенного контроля.

Например, Куйбышевская дорога, в основном, контактирует с Приволжским таможенным управлением, в состав которого входят девять региональных таможен. Непосредственно нашу дорогу контролируют Оренбургская, Самарская, Башкортостанская, Татарстанская, Пензенская, Мордовская, Ульяновская таможни и в небольшом объеме – Тамбовская и Челябинская таможни.

- Вкратце расскажите об основных функциях возглавляемого вами отдела.

– Задачи нашего отдела и секторов, которые созданы на Самарском, Пензенском, Ульяновском, Башкирском отделениях и в Нижнекамском представительстве Республики Татарстан очень ответственны. Они таковы: развитие деятельности Куйбышевской железной дороги в области таможенного дела; организация деятельности с таможенными органами по совершенствованию таможенных процедур при хранении и таможенном оформлении грузов в зонах таможенного контроля; осуществление деятельности железой дороги по оказанию услуг владельцам грузов, перемещаемых под таможенным контролем; подготовка проектов по созданию, ликвидации, развитию, реконструкции, модернизации, обустройству складов временного хранения и зон таможенного контроля; осуществление контроля за структурными подразделениями железной дороги в вопросах соблюдения законодательства РФ и нормативных документов в области таможенного дела; контроль полноты и качества взыскания сборов структурными подразделениями дороги за оказание услуг в сфере таможенно-брокерской деятельности; осуществление информационного взаимодействия железной дороги с таможенными органами по грузам, перемещаемым под таможенным контролем; проведение работы по взаимодействию и совершенствованию технологии работы станций и отделений дороги с органами таможенного контроля по обеспечению ускорения продвижения грузов и сокращению простоя вагонов и контейнеров под таможенными операциями.

С февраля 2006 года мы осуществляем функции по расследованию случаев нарушений таможенного законодательства, принятию мер по исключению этих нарушений. Мы защищаем интересы дороги в таможенных и судебных органах. А также взаимодействуем с таможенными и пограничными органами по вопросам организации перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов через пограничные станции и расследуем случаи задержек вагонов на погранпереходах.

В настоящее время на Куйбышевской железной дороге функционирует три склада временного хранения – на станциях Пенза-1, Самара, Ульяновск-1. Доходы от хранения на СВХ импортных товаров мы получаем не только от грузов, прибывающих в вагонах и контейнерах, но и от импортных грузов, прибывающих автотранспортом.

- Эти функции остаются при реформировании отдела в самостоятельное структурное подразделение?

– Меняется лишь форма управления, функции остаются прежними. Если до реформы работа отдела находилась в ведении руководства Куйбышевской железной дороги, то Самарский региональный отдел по таможенной деятельности, который организуется буквально с января 2010 года, будет теперь в непосредственном подчинении Центра по таможенной деятельности – структурного подразделения ОАО «РЖД».

Это говорит о том, что компания продолжает осуществлять реформирование по переводу инфраструктуры с четырехступенчатого уровня управления на трехступенчатое, что прибавит оперативности в работе и повысит качество перевозок.

- В этой связи хотелось бы узнать о некоторых итогах работы сотрудников, занятых таможенной и брокерской деятельностью в непростой обстановке прошедшего 2009 года, когда ощущалось падение показателей грузовых перевозок.

– В первую очередь хочу сказать о финансовых показателях за 2009 год: от оказания услуг по таможенной деятельности получен доход на сумму 24 миллиона рублей; в 2008 году было взыскано 50 миллионов рублей. Такое падение произошло из-за спада импортных перевозок на 64 %.

Говоря о работе Управления по таможенно-брокерской деятельности – подразделения ОАО «РЖД», хочу подчеркнуть, что в целом по сети от услуг по хранению грузов в зонах таможенного контроля, на складах временного хранения и оформления транзитных деклараций в 2008 году заработан 1 млрд рублей, а в 2009 году чуть меньше, но все равно где-то 950 млн рублей. То есть наш Центр к своему реформированию вышел почти на прошлогодний уровень по доходам в целом по сети.

Мы, как отдел, курируем вопрос задержек вагонов погрузки нашей дороги на всех пограничных переходах, начиная от Дальнего Востока и заканчивая нашими западными рубежами. На сети дорог ОАО «РЖД» расположено 58 железнодорожных пограничных переходов.

Анализ задержанных вагонов на пограничных передаточных станциях свидетельствует о том, что за 12 месяцев 2009 года на пограничных пунктах перехода сети железных дорог было задержано по различным нарушениям 1083 вагона, погруженных станциями нашей дороги, что на 426 вагонов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Снижение количества вагонов свидетельствует об улучшении качества приема вагонов к перевозке, учитывая то, что экспортные перевозки в 2009 году увеличились на 1,5 % к уровню 2008 года.

По количеству задержанных вагонов Куйбышевская железная дорога по сети находится на пятом месте, что само по себе – неплохой показатель, но надо стремиться к уменьшению количества задержанных вагонов.

- Как вы оцениваете работу своих сотрудников?

– Хочу отметить работу своего заместителя – Ирины Александровны Осиповой. Она очень грамотный сотрудник, опытный юрист. Потому очень плодотворно работает в области административных правонарушений. Достаточно отметить, что на других дорогах этот вопрос ведут обычно два-три человека, а она успевает одна, хотя это дело очень трудоемкое.

Прекрасно исполняет свои обязанности инженер первой категории – Екатерина Алексеевна Дьяченко. Она у нас ведет кадровые вопросы, осуществляет контроль за оформлением вагонов в режиме временного ввоза арендованных вагонов, ведет документацию, имеющую коммерческую тайну и очень неплохо выполняет многие другие работы.

В общем и целом коллектив у нас подобрался замечательный, хотя он и небольшой по своему составу.

Zdr-gazeta.ru; 22.01.10