06.06.05

Москва--Крым--Москва

Туристские магистрали прокладываются годами, а зарастают до узенькой тропы в один сезон. Когда-то культовые среди отпускников места постепенно растеряли весь свой совковый культ, а вместе с ним и остатки былой роскоши. К тому же пограничные кордоны, визовые барьеры, а главное -- безвозвратная утрата братских чувств со стороны бывших братских народов не способствуют сохранению к ним интереса. Вот и в метафоре "остров Крым" остается все меньше натяжки.

Феномент
Два бывалых водителя в одной машине -- мина немедленного действия и причина споров по самым пустячным поводам. К таковым можно отнести и дилемму, которая, однако, хуже, чем пробка, встала перед нами еще на МКАД: свернуть ли на Варшавское или Каширское шоссе. Довод в пользу первого, кажется, стопроцентный, потому что это маршрут прямой. А федеральная трасса М2, подхватывающая эстафету у Варшавки, так и называется "Крым". И все же выбор объездного пути по трассе М4 "Дон" до поворота на Тулу имеет свою логику и право на существование: асфальтовое покрытие на "донской" магистрали лучше, чем на "крымской", к тому же она шире.
Необходимость чистоты эксперимента заставила-таки нас обнулить счетчик одометра у пересечения МКАД и Варшавского шоссе. Километров через пятьдесят после этого стал потихонечку "обнуляться" бензобак. Вместе с топливом постепенно уходили и надежды найти АЗС, где бы прокатывали выданную нам специально для экономии наличных бензиновую карточку. Сэкономить на наличных не удалось и карточка пролежала таким же мертвым грузом, как и GPS-навигатор, взятый на тестирование в одной из московских фирм. В принципе любая поездка от Москвы на расстояние более 100 км убедит вас в том, что навигация -- бесполезная забава в краю диких березок и гипертрофированной секретности, одинаково сбивающей с панталыку мозги водителя и компьютера. Глядя на указатели с обозначением трассы Е-95, мы не знали, кому не верить: собственным глазам, впавшему в ступор где-то еще под Чеховым навигатору, атласу автодорог России выпуска 2004 года, через который красно-желтой нитью проходит Е-105, а не Е-95, или Константину Кинчеву, создавшему неповторимый образ отечественного аналога Route 66, но не догадавшемуся, что он ведет совершенно в другую сторону.
Кому чего, а нам на трассе Е-95 (или Е-105?) повстречалось немало гаишников, включая одного бронзового в Белгороде -- именно здесь установлен единственный в России памятник неподкупному инспектору ГАИ старшине Павлу Гречихину, который прославился тем, что однажды оштрафовал за переход на "красный" собственную жену. В арсенале тульских, орловских и далее гаишников -- старые, но не устаревшие методы: стрельба спидганами из кустов сразу за знаком с ограничением скорости или за въездом в населенный пункт, высматривание в бинокль пересекающих сплошную полосу, кропотливый поиск в водительских документах какого-нибудь изъяна. Впрочем, для нас встречи с дорожными инспекторами Черноземья заканчивались, как правило, устными наставлениями (с их стороны) и раздачей печатной продукции (с нашей). Лишь однажды мы, перестраховавшись, решили дать постовому 200 рублей за "встречку". "Что это?" -- задал он абсолютно глупый вопрос, но ему умно ответил его же напарник. Ловко выхватив купюры из рук водителя, он заключил: "Я все вижу: машина исправна, документы в порядке, так что нет смысла задерживать автолюбителей". Вряд ли этому герою отольют когда-нибудь бронзовый бюст на малой родине.

Придорожный сервис
Если в детстве, отрочестве или юности вас не возили в Ясную Поляну, не упустите уникальную возможность хотя бы в зрелом возрасте и хотя бы транзитом прикоснуться к "матерому человечищу". Образ великого правдоискателя встретится вам примерно за 10 км до указателя на поместье. На рекламном щите оздоровительного центра "Грумант" изображены бодренькие, словно только что после оздоровительной процедуры, Лев Николаевич с супругой Софьей. Сам же толстовский заповедник -- место с энергетикой, особенно колоссальной с утра, когда она еще не рассеялась по толпам экскурсантов.
Любители классики могут отметить на карте еще несколько точек: Чернский район Тульской области, где сохранились остатки усадьбы Тургенева и прославленный им Бежин луг, а также Мценский уезд Орловской области с видением леди Макбет, за которую иные водители по ошибке принимают стоящих у обочины плечевых.
После трех-четырех часов дороги чувство голода еще не настолько сильное, чтобы утолять его в сомнительных с точки зрения санитарии заведениях. Нам приглянулись несколько аккуратных кафе: "Обеды как у мамы" (350 км) с фотографиями отечественных авто, "New Салтыки" в поселке Салтыки (400 км), "Обжора" в Большом Жирове (498 км) и "Отдохни у Нади" в Соломыкинских Дворах (557 км). Цены примерно одинаковые: 20-30 руб. за салаты, 40-50 -- за борщ, 70-90 -- за "второе".
Недоразвитость придорожной инфраструктуры проявляется и в скромном количестве автосервисов. 200 км без единого человека с гаечным ключом -- норма, а не исключение. В экстренной ситуации остается разве что вспомнить телефон эвакуатора, которым добрые люди расписали все остановки в Курской и соседних областях: 506-000. Тариф на выезд эвакуатора из Курска -- 20 руб./км.

Самостийная Нехотеевка
Если вы не намерены добираться до Крыма одним броском, то останавливаться на ночевку имеет смысл в Белгороде. Это удивительно чистенький и симпатичный город с несколькими вполне комфортабельными гостиницами -- "Белгород", "Белогорье", "Бел-Отель" ($50-60 за одноместный номер с завтраком и охраняемой стоянкой). В дни, когда местный волейбольный клуб "Локомотив-Белогорье" не громит кого-нибудь в родных стенах, в гостиницах без проблем обнаруживаются свободные номера. Еще один повод для привала в Белгороде -- необходимость иметь энергию и бодрость духа для прохождения границы.
От Белгорода до пограничного пункта Нехотеевка -- минут двадцать хода. О приближении к "самостийной" можно догадаться по появлению в радиоэфире украинских голосов, один из которых нам сообщил о выходе первого номера журнала "Плейбой голяк". Время, которое занимает прохождение Нехотеевки, зависит от длины очереди, вашего статуса, статуса вашего авто и везения. У нас на все процедуры ушло три часа с четвертью. С российскими пограничниками и таможенниками проблем не возникло -- хватило минут десяти. Столько же мы потратили на оформление страховки ОСАГО, действующей на Украине. Внимание! Проверьте, чтобы в полисе все было заполнено буковка в буковку. Любая неточность -- повод для придирок сребролюбивых хохлов. Чтобы убедиться в этом, долго ждать не пришлось.
Как только мы миновали шлагбаум и оказались на украинской территории, к нам подошел человек в форме и предложил свои услуги по заполнению декларации и специальной анкетки. На вопрос "сколько" он ответил бесхитростно "Сколько не жалко" и выразил готовность взять любой валютой. Нам было не жалко 300 руб. Через пять минут бумаги были уже у нас на руках, но зря мы думали, что купили таким образом "индульгенцию". Проверяя документы на наш Audi A4, украинские пограничники заявили, что не могут ее пропустить без нотариально заверенной доверенности (у нас был обычный путевой лист, выданный представительством Audi). Разрешить патовую ситуацию удалось лишь при помощи полудюжины глянцевых номеров "Автопилота" и ссылок на авторитет его главного редактора Николая Фоменко.
Следующий этап -- прохождение таможенной зоны, где, как мы убедились, нет никакой разницы между зеленым и красным коридорами. Таможенники проверили все: от несессеров водителей до труднодоступных пустот автомобиля. Замечание соотечественника на Passat про "доллары зеленые в глазах" показалось нам очень верным. Еще нам показалось, что между российскими страховщиками, выписавшими нам полис ОСАГО, и украинскими пограничниками, которые его зачем-то проверяют, существует сговор. Мельком взглянув на документ, страж Малороссии отправил автомобиль на стоянку, а нас -- в стоящее неподалеку здание с вывеской "Укртелеком" покупать новый страховой полис. Российский полис он забраковал, потому что в него не были вписаны три первых знака VIN-кода автомобиля. Пришлось пройти назад пешком все границы, найти страховщика и максимально доходчиво разъяснить ему его ошибку.
Сразу за границей находится стационарный пост украинской госавтоинспекции ДАI. Наша радость от благополучного проезда этого места оказалась недолгой. Через пару десятков километров нас остановил инспектор, обнаруживший отсутствие у нас важной наклейки RUS. Он уже собирался выписывать штраф, как вдруг случилось совершенно невероятное. Рядом с патрульной машиной тормознул Lexus RX 300 с жовто-блакитными номерами, из окна высунулся упитанный парубок и совершенно отчетливо посоветовал нам: "Да пошлите, ребята, его на...!" Кто это был -- сотрудник собственной безопасности ДАI или какой-то местный чиновник, воплощающий заветы Ющенко по борьбе со взятками,-- так и осталось тайной. "Даiшник" же впал в транс и, забыв про наклейку, вернул нам документы.

Древний Азов
На окраине Харькова мы наконец-таки поменяли деньги. Сделать это, правда, можно было еще на границе, где мы напрасно побоялись заниженного курса. Тот колебался от обменника к обменнику незначительно -- 4,85-4,90 гривны за доллар. Через какое-то время мы сделали вылазку (более 200 км) в сторону Бердянска, чтобы проведать азовские курорты. Количество пансионатов и домов отдыха на Бердянской косе могло бы поразить наше воображение еще больше, если бы хотя бы треть из них работала. Тем не менее найти пристанище легко -- от сьютов с джакузи в отеле "Венеция" за 400 гривен до комнаты в старом профсоюзном пансионате за 20.
Из окна автомобиля пейзажи Сиваша похожи на азовские. Только надолго останавливаться у "гнилого моря" уместно разве что для рыбалки. То, что рыба здесь есть, нам доказывали многочисленные придорожные торговцы, тыча прямо в лобовое стекло еле живой камбалой, пеленгасом и бычками.
В Чонгаре, своего рода воротах Крыма, нам пришлось заплатить 10 гривен на пункте рекреационного контроля. Квитанция о сборе, по уверению дядечки в будке, действительна год, и с ней нам не о чем тужить. Мы не тужили до Симферополя.

Крым отечества
Добравшись туда, мы оказались в ситуации богатыря, размышляющего перед камнем, в какую сторону двинуться. Выбрали извилистую дорожку до Ялты через перевал Ай-Петри. Поскольку на нашем пути находился Бахчисарай, то грех было не заехать во дворец хана Гирея, чтобы поплакать у знаменитого "фонтана слез". Красота Ай-Петри завораживает и пробуждает постыдную имперскую ностальгию. С верхней точки перевала открывается вид на все ялтинское побережье.
Узкий даже для одного длиннобазного автомобиля серпантин выведет вас прямо в Ялту -- Мекку советских отдыхающих. Центр набережной с кораблем, что "высится, как мираж", и пушкой, куда надо "затолкать бычок", производит сюрреалистическое впечатление. Представьте: красивые кафе и дорогие бутики, которых здесь не меньше, чем на Круазетт,-- и толпы неорганизованных туристов с рюкзаками и спальниками за спиной. Ялтинские цены на еду и жилье -- самые высокие в Крыму. Одноместный номер в лучшей, 4-звездной, гостинице "Ореанда" стоит $150-200. Три звезды отеля "Палас", тоже почти на набережной, обошлись нам в $60 за номер. Частный сектор, разумеется, дешевле -- за однокомнатную квартиру в 10 минутах от моря просили $20 в сутки.
О прелестях южного берега распространяться не имеет смысла. Ничего с ними не стало. И вина Массандры так же кружат головы курортников, как и 20 лет назад. Зато самих курортников -- и это, может быть, плюс -- заметно меньше, чем те же 20 лет назад. Вообще-то, в Крыму легко испытать дежавю и заподозрить, что время остановилось,-- глядя, скажем, на допотопные троллейбусы, курсирующие между Симферополем, Алуштой и Ялтой. Чем дальше вы будете продвигаться на восток от Алушты, тем сильнее будете чувствовать щемящую "мерзость запустения".
Единственное светлое пятно среди стареющих советских здравниц -- поселок Новый Свет, знаменитый голицынским заводом шампанских вин, гротом Шаляпина, бухтой, где снимали фильм "Пираты ХХ века"... Но даже в этом чудном месте вас встретят деревянные домики-призраки, принадлежавшие когда-то какому-то оборонному предприятию, и пустые каменные профсоюзные пансионаты. С другой стороны, чем больше невостребованного жилья, тем ниже цены: максимум, что здесь просили за ночевку в "доме на земле",-- $20.
Керченский пролив отделяет Крым от Кавказа и Россию от Украины. А паром "Ейск", который ходит каждые два часа круглый год и круглые сутки, их соединяет. На пароме может уместиться около 20 автомобилей и несколько сотен людей. Перевозка одного человека стоит 21 гривну. Цену на автомобиль назначают в зависимости от его размеров: "Жигули" -- 110 гривен, "Волга" -- 180, джип -- 220. Подъехав к ограде порта, мы узнали у пограничника, что регистрация на паром закончена -- нужно ждать следующего рейса. Но тот же пограничник открыл нам тайну, что есть способ ускорить нашу отправку на родину всего за 1000 руб. Сошлись на 800. За эти деньги украинские служаки проявили чудеса оперативности. Пока один делал отметки в паспортах, другой заполнял таможенные бланки, третий сбегал в кассу за билетами на паром, а четвертый следил, чтобы паром не отчалил до нашей погрузки. Отпуск в Крыму заканчивался на приятной волне.
ВАДИМ ПАНКРАТОВ, ХАСАН ГАНИЕВ

Расходы на трассе Москва--Крым--Москва

Статья расходов Сумма (местная валюта) Сумма (руб.)
Бензин в России -- 4735
Бензин на Украине 346 1870
Украинское ОСАГО (Военно-страховая компания, Белгород) -- 328
Гостиница "Бел-Отель" (Белгород), 1 чел. -- 1800
Гостиница "Бердянск" (Бердянск), 2 чел. 350 1890
Гостиница "Палас" (Ялта), 1 чел. 299 1615
Гостиница "Лидия" (Феодосия), 1 чел. 200 1080
Въезд в Крым (сбор) 10 54
Ужин в Белгороде в отеле -- 800
Обед в придорожном кафе "СВ" 35 190
Ужин в ресторане "Юнона" (Бердянск) 185 1000
Покупка варенья и орешков у местного населения 60 320
Ужин в ресторане "Прибрежный" (Ялта) 250 1350
Покупка массандровских вин (цена за 1 бут.) От 30 От 160
Обед в кафе поселка Новый Свет 170 920
Вечер на дискотеке (вход плюс шампанское) 60 320
Неформальные расходы на таможне -- 2000
Итого -- 25 тыс. (на двоих)


Маршрутная ведомость

1. Выезд из Москвы по Варшавскому шоссе -- федеральная трасса М2 "Крым". На самом деле первые 100 км пути удобнее и приятнее преодолеть по другой федеральной трассе -- М4 "Дон", а потом уйти вправо на Тулу. Сбережете если не время, то нервы и подвеску автомобиля --точно.
2. 156 км. Прямо -- пути нет. Трасса закрыта на ремонт, длящийся уже несколько лет. Тулу придется объезжать.
3. 212 км. Указатель на Ясную Поляну, до которой 15 км. Место, достойное посещения, даже если в школе вы так и не смогли дочитать до конца "Войну и мир". Кстати, если вы вдруг вздумаете заскочить в город оружейников, то найти имение Толстого вам будет легче. Оно находится практически на выезде из Тулы за Косой Горой.
4. Белгород. Заправляться в Белгороде из-за боязни, что дальше не будет АЗС или бензин вдруг подорожает, не стоит. До границы вам встретится еще минимум десяток АЗС, последняя из них -- менее чем в километре от пограничного пункта.
5. 700 км. Пограничный пункт Нехотеевка. Большой современный терминал. На российской стороне проверяют документы всех пассажиров, смотрят багажник, заглядывают в личные вещи. Процедура недолгая и понятная. Здесь же предлагают оформить страховку ОСАГО (330 руб. на 15 дней). В "нейтральной" зоне -- чистота и порядок, работают два duty-free, где цены на алкоголь ниже, чем в Шереметьево-2. Процедуру прохода через украинскую "зону ответственности" можно значительно ускорить при помощи любой из четырех валют -- рублей, долларов, евро или гривен.
6. 750 км. Объезд Харькова по узкой и полностью убитой дороге. Указатели километража отсчитывают свои украинские километры -- непонятно, от какого города. Рядом с населенными пунктами много АЗС, кафе и обменных пунктов. Меняют доллары и рубли, за доллар дают 4,9 гривны. Бензин дороже, чем в России: литр Аи-95 -- 2,99 гривен (18-20 руб.).
7. 1250 км. Въезд в Крым. Поселок Чонгар -- около 100 км до Симферополя. Пост ДАI -- контроль за уплатой "рекреационного сбора" (10 гривен). Квитанция "действительна на целый год". Вдоль Сиваша продают живую рыбу, красную и черную икру. Цены на бензин выше: литр Аи-95 -- 3,1 гривны.
8. 1450 км. Бахчисарай. Стоит посетить Бахчисарайский дворец, резиденцию крымских ханов, сфотографироваться у "фонтана слез", описанного Пушкиным.
9. 1470 км. Дорога через перевал Ай-Петри. Узкий серпантин длиной 19 км -- не самая простая дорога на побережье, но по ней стоит проехать: за час попадаешь из равнинной зоны в горы. Красота природы завораживает. Экскурсионные автобусы на перевал проехать не могут, поэтому там рай для избранных. С верхней точки перевала открывается вид на все ялтинское побережье, здесь же предлагается масса развлечений: катание на лошадях и верблюдах, дегустация вин, шашлыки, шаурма.
10. Ялта выглядит весьма респектабельно -- взять хоть набережную, перестроенную в прошлом году. Цены самые высокие в Крыму, цены в гостиницах -- от $60 до $200 за сутки.
11. Феодосия, самый восточный курорт Крыма. Мало изменился с советских времен. Из достопримечательностей -- дома-музеи художника Айвазовского и писателя Александра Грина. Стоимость проживания продолжает падать по мере выравнивания ландшафта, гор уже не видно. Самая дорогая из обнаруженных гостиниц, с закрытым бассейном на территории, предлагает одноместный номер за $40.
12. Керченский пролив отделяет Крым от Кавказа. Работает паромная переправа. Паром ходит каждые два часа круглый год и круглые сутки. Чтобы попасть на паром, необходимо пройти пограничный и таможенный контроль.



"Коммерсантъ-Деньги" 22(527) от 06.06.2005г.