16.01.09

Морской порт готовит "заморозку"

Подконтрольный владельцу Новолипецкого меткомбината Владимиру Лисину холдинг UCLH и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» учредили компанию «Оператор Рефрижераторного терминала». Последняя займется оперированием потоков рефгрузов и организацией строительства нового терминала, планы строительства которого существуют много лет, но до сих пор не воплощались. Теперь, считают эксперты, проект получит инвестиции и строительство начнется. Он будет сооружен на территории Первой стивидорной компании, входящей в состав ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Несмотря на предполагаемое сокращение объемов перевалки рефгрузов в связи с кризисом, эксперты считают, что новый терминал будет востребован.

ООО «Оператор Рефрижераторного терминала» зарегистрировано 26 декабря 2008 года. Как сообщили РБК daily в пресс-службе ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», учредителями компании выступили транспортный холдинг UCLH, доля участия которого в новом ООО составила 95%, и «Морпорт Спб» с долей в 5%. UCLH, в свою очередь, контролирует сам «Морпорт СПб». В состав этого холдинга также входят другие подконтрольные Владимиру Лисину портовые активы — Универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга и Таганрогский морской торговый порт.

Подробности проекта строительства рефрижераторного терминала в «Морском порту СПб» раскрыть отказались. Ранее компания сообщала, что проектная мощность терминала составит 1,5 млн т рефгрузов. Предполагается строительство новых холодильных мощностей, поддерживающих температурный режим от -28 до +14°С, а также открытой площадки для хранения грузов в контейнерах. В 2008 году на подготовительные и проектные работы по строительству нового терминала на территории Первой стивидорной компании было направлено 65 млн руб. Общий объем инвестиций и сроки строительства в компании вчера сообщить отказались.

По данным администрации Большого порта Санкт-Петербурга, за 11 месяцев 2008 года объем перевалки рефгрузов составил 3,5 млн т, что соответствует уровню января—ноября 2007 года. Доля этих грузов в общем обороте петербургского порта составляет около 6%. При этом статистика не учитывает рефгрузы, приходящие в контейнерах, так что реальная их доля в грузообороте порта выше. Доля рефрижераторных грузов в общем объеме перевалки «Морпорта Спб» также оценивается примерно в 6%.

По данным начальника отдела маркетинга Первого контейнерного терминала (входит в Национальную контейнерную компанию) Сергея Иванова, через петербургский порт переваливается около 75% всех российских рефгрузов. Еще около 15% идет через дальневосточные терминалы, остальное — через черноморские. Специализированный рефрижераторный терминал в Петербурге будет востребован, полагает г-н Иванов. Дело в том, что сейчас рефгрузы «раскиданы» по всей территории порта. Как правило, они выгружаются с судов кранами и сразу же вывозятся на тыловые терминалы. Поэтому новый спецтерминал сможет консолидировать потоки грузов.

Сергей Иванов полагает, что значительного сокращения объема рефгрузов в связи с кризисом не произойдет. Возможна стагнация или незначительное падение. Основную долю рефгрузов составляют мясо, рыба, птица, овощи и фрукты. Полностью отказаться от импорта этих продуктов невозможно. Падение допустимо в сегменте птичьего мяса, где доля российских производителей высока, а также рыбы из-за снижения платежеспособного спроса. На снижение оборота может повлиять и введение квот на ввоз определенных товаров в Россию.

РБК daily; 16.01.09