14.07.15

Морские порты России увеличили грузооборот до 322 млн тонн

REGNUM Грузооборот морских портов России за январь — июнь 2015 года увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 322,3 млн тонн. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 13 июля, в Ассоциации морских торговых портов России.

Объемы экспортных грузов выросли на 5,3% и составили 260,0 млн тонн. Импортные грузы по итогам 6 месяцев 2015 года продемонстрировали падение на 24% до 16,4 млн тонн. Перевалка транзитных грузов составила 24,3 млн тонн (+0,4% к показателям прошлого года), каботажных грузов — 21,6 млн тонн (рост на 15,3%).

Объём перевалки сухогрузов составил 138,7 млн тонн (снижение на 0,2% по сравнению с 2014 годом), в том числе: угля — 57,7 млн тонн (+1,8%), черных металлов — 13,6 млн тонн (+11,6%), грузов на паромах — 7,5 млн тонн (рост в 1,7 раза). Объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 15,3% до 19,9 млн тонн. Перевалка наливных грузов составила 183,6 млн тонн (+6,4%). Всего российскими портами было перевалено 101,6 млн тонн сырой нефти, что на 6,1% больше, чем в прошлом году. Перевалка нефтепродуктов составила 73,7 млн тонн (+7,9%), сжиженного газа — 6,5 млн тонн (+1,2%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 17,0 млн тонн грузов, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна вырос на 6,7% и составил 105,1 млн тонн. В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 3,6 млн тонн грузов (-7,3% к прошлому году). В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился на 2,7% до 83,0 млн тонн. Порты Балтийского бассейна по-прежнему сохраняют лидерство по объемам переваленных грузов. Грузооборот портов российской Балтики в январе — июне увеличился на 2,3% и составил 113,6 млн тонн.

Напомним, что эксперты отрасли отмечают тенденцию перераспределения транзитных российских внешнеторговых грузопотоков в пользу портов Азово-Черноморского бассейна. Запрет России на поставки продовольствия из стран ЕС помог южным портам нарастить грузопоток: увеличился импорт продуктов питания из Турции, Израиля и с Ближнего Востока. На грузооборот портов Балтийского бассейна, напротив, санкции и антисанкции влияют отрицательно. Кроме того, по мнению эксперта в транспортно-транзитной сфере, председателя совета директоров аналитического бюро «ДОРН» Андрея Карпова, сегодня Балтийское море как транспортная магистраль теряет существовавшую с 90-х годов «фору». Это связано с расширением ЕС и с созданием Таможенного союза. Также возросла адекватность Белоруссии в осознании собственных транзитных интересов, отмечает эксперт. Кроме того, по словам Карпова, новые экологические стандарты на Балтике отрицательно повлияют на конкурентоспособность региона. С 1 января 2015 года предельное количество серы в топливе морских судов в акватории Балтийского и Северного морей не должно превышать 0,1%. Топливо в связи с этим будет дорожать, а значит, морское направление станет менее привлекательным для грузовладельцев, и грузы начнут «перетекать» на сушу.