Модернизация не спасет? В Ереване назвали решение проблемы КПП "Верхний Ларс"
Эксперты в транспортной сфере рассказали, как модернизация КПП "Верхний Ларс" отразится на грузоперевозках через российско-грузинскую границу.
Sputnik. Модернизация КПП "Верхний Ларс" с российской стороны положительно скажется на трафике, улучшит пропускную способность и позволит перевозчикам быстрее проходить таможенные процедуры, однако это не решит всех проблем перевозчиков, пользующихся этим маршрутом. Такое мнение звучит как в Армении, так и в Грузии.
Ранее стало известно, что Россия решила заняться реконструкцией КПП "Верхний Ларс", на границе с Грузией. Строительные работы начнутся в 2021 году, завершатся в 2023-м. Запланировано расширение дорожного полотна с двух до четырех, создание комфортных зон ожидания, системы внедрения электронных очередей, а также строительство нового инспекционно-досмотрового комплекса.
Планируется также увеличение пропускной способности КПП. В частности, она составит до 3800 транспортных единиц в сутки. Изначально планировалось, что через этот пункт ежедневно должны проезжать 170 грузовых, 200 легковых машин и 30 автобусов. Между тем, в 2019 году через "Верхний Ларс" в среднем проезжает около 650 грузовиков и примерно 1700 легковых машин в день. В наиболее загруженный сезон (с конца мая по сентябрь) эти показатели резко повышаются.
Между тем, по мнению транспортников, проблему грузоперевозок через этот участок российско-грузинской границы можно решить с помощью строительства нового КПП, неподалеку от действующего.
Так, глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян отметил, что чисто технически решить проблему нынешнего КПП "Верхний Ларс" так, чтобы там вообще не было проблем, невозможно.
"Нужна широкополосная дорога. Этих полос должно быть много, как минимум, для десяти машин в ширину", - сказал Ованнисян в интервью Sputnik Армения.
По его словам, главная проблема КПП заключается в том, что он изначально был построен на самом узком участке грузино-российской границы. В то время считалось, что чем меньше будет территория КПП, тем легче будет его контролировать, а теперь это мешает грузопотоку. С одной стороны КПП – гора, с другой – река.
Изначально путь через "Верхний Ларс" был как бы запасным и закрывался с ноября по апрель. Сегодня через него пролегает основной маршрут грузоперевозок. За эти годы была проделана большая работа по усовершенствованию автомобильной дороги к "Верхнему Ларсу" и самого КПП. Но вместе с этим увеличился и поток грузов.
Ованнисян отметил, что решить проблему может строительство нового КПП, неподалеку от населенных пунктов. Там и дорога шире, и пространства больше.
В свою очередь генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия отметил, что модернизация, конечно же, облегчит нагрузку.
"Если добавят хоть один проезд, то это значительно упростит ситуацию, избавит от пробок и окажет положительное влияние на пассажиропоток. Чем больше проездов, тем быстрее движение", - сказал Ципурия в интервью Sputnik Армения.
Что касается грузинского проекта – реконструкции участка Коби-Гудаури, ведущего к КПП "Верхний Ларс", то Ципурия пояснил, что все идет по плану.
Зимой Коби-Гудаури периодически закрывается из-за снегопадов. Грузинские власти планируют построить дорогу длиной 22,7 км, шесть мостов и пять тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом. Этот тоннель станет одним из самых длинных в Европе.
Вместе с тем, Ципурия подчеркнул, что реализация грузинского проекта на фоне модернизации КПП с российской стороны позволит максимально упростить работу перевозчиков.
Из Армении через КПП "Верхний Ларс" перевозчики ежегодно выполняют как минимум 10 тысяч рейсов в оба направления. Действующая дорога – практически единственная в нынешних реалиях для поставок товаров из Армении в Россию и обратно.