27.07.07

Минск становится логистичнее

Проект логистического центра под Минском получил одобрение государственных органов власти и был включен в разрабатываемую Минтрансом Беларуси Программу создания логистической системы в Республике. Первоначально условиями СЭЗ под его строительство отводилась площадка на территории Национального аэропорта "Минск" общей площадью до 100 га. Ориентировочная стоимость составляла $20-100 млн. Однако, по мнению некоторых экспертов, той территории, которую было первоначально намечено отвести под этот центр в составе СЭЗ, недостаточно.

Управляющая компания, получившая название “КМК-логистик”, была зарегистирирована 22 сентября 2005 года. Она представляет собой совместное предприятие со статусом общества с ограниченной ответственностью.

В перспективе управляющей компанией запланировано создать примерно 23 подразделения, которые будут с ней непосредственно связаны. В их числе сам транспортно-логистический центр, включающий в свой состав две авиакомпании, два автопредприятия и энергетическое подразделение для обеспечения полной энергобезопасности центра. Кроме того, предусмотрено предприятие по ремонту авиатехники, складское и гостиничное хозяйство.

Суммарный объем инвестиций должен достигнуть 2 млрд долларов США.

Сначала планировалось, что логистический центр общей площадью до 100 га будет построен на территории Национального аэропорта "Минск". Там предусматривалось создание комплекса таможенных складов и СВХ, общественно-делового центра, включающего комплекс предприятий связи и телекоммуникаций, банковских, страховых, экспедиторских компаний, представительств авиакомпаний, турбизнеса, гостиничного комплекса и т.д

По словам председателя совета учредителей СООО «Международный логистический центр «КМК-логистик» И. Кононенко, совершенно ясно, что для осуществления перевозок на территории центра понадобится разместить подвижной состав, предприятия для его ремонта, склады, контейнерные площадки, необходимы посадочные полосы для авиации, железнодорожные и автомобильные подъездные пути. Проектируется строительство электростанции мощностью 50 МВт и двух источников энергопитания мощностью по 4 МВт. Общая площадь, которая понадобится для этого, должна достигать порядка 800 га. Да и по своим техническим возможностям Национальный аэропорт Минск-2, где предполагалось создавать логистический центр, не подходит для его создания из-за несоответствия современным требованиям. Поэтому необходимо строительство нового отдельного терминала со своими посадочными полосами. Решение о выделении земли под это строительство в настоящее время рассматривается.

И. Кононенко считает, что экономически подобный центр обоснован в связи с прохождением через Беларусь двух международных транспортных коридоров, а также тем обстоятельством, что Москва в качестве торгового и перевалочного пункта в настоящее время перегружена. Более того, он надеется, что логистичесий центр в Минске поможет также разгрузить Варшаву и Дюссельдорф. И. Кононенко полагает, что у Минска благодаря его удобному географическому положению есть возможность превратиться в подобный европейским крупный центр транспорта и логистики. Тем более что нигде больше не осталось необходимых для этого свободных земель.

Партнером «КМК-логистик» в осуществлении этого проекта стала одна из крупнейших занятых в этом секторе услуг в России компаний – AVS Logistic из Екатеринбурга. AVS Logistic входит в состав группы компаний AVS Group , которая была создана в 1993 году в результате объединения нескольких российских предприятий, работающих в разных сферах экономики.

AVS Logistic специализируется на таможенных услугах, оказании услуг по складированию и хранению грузов, грузовых перевозках по России, а также международных экспортных и транзитных перевозках, основные направления перевозок – в Россию из ОАЭ, Китая, Турции, стран Европы. AVS Logistic имеет хорошо построенную агентскую сеть зарубежных компаний-партнеров в Пекине, Стамбуле, Праге, Берлине, Лондоне и многих других городах мира. На счету компании – 14 построенных в различных странах мира транспортно-логистических центров, подобных запланированному в Минске.

Генеральным инвестором этого проекта является крупнейшая международная корпорация BIDC. По словам Игоря Кононенко, она работает в 85 странах мира, где финансирует проекты по строительству жилья, дорог и транспортно-логистических центров, подобных запланированному в Минске. Только в России сумма вкладываемых этой корпорацией инвестиций достигает $25 млрд. В свое время интерес американской компании привлек сайт СЭЗ “Минск”, где были изложены условия реализации транспортно-логистических проектов в окрестностях Минска. Обратившись в посольство Беларуси в США, представители BIDC передали в СЭЗ официальное письмо со своими предложениями. С той поры был проведен ряд переговоров в американском посольстве в Москве и Минске.

На заседании совета директоров этой корпорации минский проект был признан, по словам побывавшего там И. Кононенко, приоритетным, в связи с чем в его финансирование намечено вложить достаточно крупную сумму. По предварительным данным, эта сумма может достичь $300 млн.

Начало проекту было положено три года назад, однако на пути его реализации пока встают многочисленные бюрократические барьеры. Например, по словам И. Кононенко, президентский указ о СЭЗ противоречит постановлению правительства об управлении земельным хозяйством, а Национальный аэропорт “Минск-2”, территория которого включена в СЭЗ, ее резидентом не является.

И. Кононенко надеется на успешное разрешение этих противоречий благодаря позиции и более широким полномочиям нового министра транспорта и коммуникаций Беларуси.

Как ожидается, железнодорожные грузы составят около 60% объема обрабатываемых центром грузов, автомобильным транспортом будет перевозиться еще 25% и воздушные грузы составят 15%. Первоначально по воздуху будет доставляться полторы тысячи 7- и12-тонных контейнеров.

По словам заместителя директора по развитию компании AVS Logistic Юлии Саляховой, в соответствии с мировым опытом подобный проектируемому в Минске центр окупается за 8-10 лет. Однако, как отметил И. Кононенко, генеральный инвестор готов ждать отдачи от проекта в течение тридцати лет после его реализации.

РЖД-Партнер; 27.07.07