Минпромторг делает ставку на экспорт
Бизнесу предстоит завоевывать рынки Ирана, Африки, Латинской Америки, стран Азии, а в некоторых случаях государству, чтобы получить эффект, придется сопровождать экспорт "вручную". И оно имеет все ресурсы для продвижения несырьевого экспорта, сообщил замминистра промышленности и торговли Георгий Каламанов во время обсуждения с бизнесом вопросов конкурентоспособности российского отраслевого экспорта и поиска новых внешних рынков. По его словам, одним из путей по доступу продукции на зарубежные рынки становится вычисление и снятие торговых барьеров.
Иран и Индия по сути закрыли для прямого экспорта свои границы, констатировал Каламанов. "Если иностранные компании хотят поставлять в эти страны свои товары, то власти предлагают переводить производства и работать внутри страны, привлекать местных рабочих", - пояснил замминистра. Впрочем, и Россия придерживается аналогичной тактики. Минпромторг сам предложил ретейлерам Zara и H&M и производителю товаров для дома IKEA размещать свои заказы по легпрому на наших предприятиях. Предложения о переносе производств рассматриваются. В Турции, напомнил замминистра, на льготных режимах десятилетиями работали целые города по легпрому, и когда льготы заканчиваются, компании ищут другие рынки.
Своих экспортеров, производителей из легпрома, минпромторг обязался поддерживать как приоритет. Господдержка при выходе на перспективные внешние рынки ожидает также производителей авиатехники, вагоностроителей, компании электротехнической, химической, лесной, фармацевтической промышленности. Отдельная программа поддержки утверждена для автопрома и сельхозтехники. Так, например, экспорт производимых в России автомобилей к 2020 году должен составить четверть от общего объема. "На первом этапе будем внедрять новые инструменты поддержки, чтобы стимулировать поставки", - сказал Каламанов. Речь идет о компенсации затрат экспортеров на логистику, адаптацию под стандарты стран. Эти меры касаются и иностранных компаний, которые перенесли в РФ свои заводы и хотят экспортировать сделанную здесь продукцию.
В ближайшее время вырастет экспорт автомобилей и грузовиков во Вьетнам, с которым открыта зона свободной торговли. КАМАЗ готов делать праворульные полноприводные автомобили и самосвалы под заказ для Таиланда, а также организовать сбыт и сервисную сеть по обслуживанию здесь своей техники. "Без сопутствующих услуг теперь не обойтись", - предупредил Каламанов.
Зоны свободной торговли (ЗСТ), по его словам, общемировой тренд, таких форматов будет все больше и больше. По мнению экспертов, лет через пять-шесть до 60-80 процентов всей мировой торговли сосредоточится в режимах свободной торговли. В зону свободной торговли с ЕЭАС хотят войти Сингапур, Камбоджа, Таиланд, Египет.
"А Куба? Может ли зону свободной торговли с этой страной или другими инициировать бизнес?" - спрашивал бизнес. По словам Каламанова, минпромторг может рассмотреть здравые предложения бизнеса по ЗСТ, а затем направить в Евразийскую экономическую комиссию, которая ведет переговоры на наднациональном уровне. Каламанов заметил, что сделки на Кубе реализуются сейчас за счет российских средств и поставки продукции на остров в первую очередь - вопрос финансов.
Представитель завода самосвальных прицепов обратилась к замминистру за содействием по участию в двух крупнейших специализированных международных выставках. "На нашу продукцию есть спрос в Африке, но рынок "держат" конкуренты-голландцы. Участие в выставках - 2 миллиона за место, но зато гарантированные контракты", - объясняла менеджер. Каламанов ответил, что скоро Российский экспортный центр получит право поддерживать международные выставки и тогда можно обращаться. Кроме того пробиваться на африканские рынки можно будет через Египет, в котором Россия строит промзону. "Уже 15 российских компаний готовы выставить там свои производства, это хороший выход на Африку", - сообщил замминистра.