Мешок удобнее цистерны
Первый контейнерный поезд с флекситанками, отправленный логистической компанией ООО «Европак», преодолел железнодорожную часть мультимодального маршрута Барнаул – порт Находка – порты Чунцин/Шанхай/Тяньцзинь (все – Китай). В составе 106 контейнеров с продукцией общим весом более 2 тыс. тонн.
Флекситанк – специализированная упаковка для транспортировки наливных неопасных грузов. Она вкладывается в стандартный 20-футовый контейнер.
«Это большой мешок, который занимает весь объём контейнера, – пояснил исполнительный директор ООО «Европак» Сос Казарян. – Он бесшовный, состоит из четырёх прочных полиэтиленовых слоев и одного внешнего – полипропиленового. В нём есть два клапана – для загрузки и для выпуска лишнего воздуха. В такой мешок входит вплоть до 21,5 тонны масла. В составе поезда есть и обычные контейнеры, в которые мы погрузили расфасованные семечки в обычных мешках».
В состав первого поезда вошли 106 контейнеров (60 из которых флекситанки) с продукцией алтайских производителей общим весом более 2 тыс. тонн.
Как рассказал «Гудку» Сос Казарян, время в пути по железной дороге из Барнаула в порт Находка составило 10 дней – вдвое быстрее, чем при отправке в составе сборного поезда.
«Сервис «Флексипоезд «Европак» позволил ускорить наземную, железнодорожную часть мультимодальной перевозки по территории России за счёт того, что мы отправляем весь груз собственным ускоренным монопоездом, а не в составе сборного. Весь наш груз следует в один пункт назначения. Мы ожидаем, что максимум через 30 дней груз достигнет китайских портов», – заявил господин Казарян.
По словам генерального директора ООО «Европак» Людвига Тарханьяна, преимуществом флекситанков перед цистернами является экономия за счёт отсутствия возврата порожнего оборудования, максимально эффективного использования объёма контейнера и низкой себестоимости упаковки.
«Флекситанк «Европак» легко инсталлируется в контейнер – два человека тратят на это не более 20 минут; после выгрузки в пункте назначения флекситанк легко сворачивается и сдаётся во вторичную переработку. Это одноразовая упаковка, что исключает необходимость чистки контейнера после использования», – пояснил он.
Основными поставщиками сельскохозяйственной продукции стали ЗАО «Меркурий» (компания специализируется на производстве, переработке и торговле сельхозпродукции), а также Кытмановский, Корчинский и Гилёвский элеваторы, которые являются участниками Сибирского экспортного союза SEUS. Поставщиком рапсового масла выступила компания «Благо».
Как в ходе церемонии отправки поезда отметила руководитель Центра поддержки экспорта Алтайского края Римма Москвитина, логистическая технология отправки грузов во флекситанках поможет снизить затраты на логистику и сделает алтайскую продукцию более конкурентоспособной на китайском рынке.
По словам Соса Казаряна, такая отправка груза удобна средним и небольшим компаниям. «Расстояние до порта из Алтайского края – более 6 тыс. км, и пользоваться железнодорожными цистернами или автоцистернами нерентабельно», – заявил Сос Казарян.
По его словам, мультимодальная перевозка во флекситанках даёт экономию до $15–20 на тонну.
Железнодорожные платформы для состава предоставило ПАО «ТрансКонтейнер», контейнеры – Maersk (датская компания, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов) и CMA CGM Group (французская транспортная компания).
Отправки должны быть регулярными – один раз в месяц.
По словам Людвига Тарханьяна, в феврале 2019 года «Европак» согласовал с ОАО «РЖД» местные технические условия (МТУ), которые разрешают компании перевозку любых неопасных наливных грузов во флекситанках по всей сети российских железных дорог.
«Наши эксперты подсчитали, что потенциал увеличения экспорта за счёт перевозок во флекситанках «Европак» только растительных масел из Алтайского края, Новосибирской и Омской областей может составить в 2019 году $100 млн, а в 2020-м – более $ 300 млн. Эти регионы имеют огромный экспортный потенциал, и технологии «Европак» позволяют реализовать его в полной мере. На сегодняшний день наша компания наращивает перевозку растительных масел из Омска, Барнаула, Новосибирска, Томска и Иркутска через порты Дальнего Востока», – добавил он.
Отметим, что МТУ для транспортировки флекситанков по всей сети РЖД имеют только три компании: «Европак», «Бигредфлекситанк» и «Политэк».
Напомним, в конце сентября со станции Придача отправился первый сформированный на Юго-Восточной дороге состав контейнеров с флекситанками, заполненными растительными маслами.