МЭРТ отказал китайцам
Китайские производители автомобилей остались за бортом российской программы промышленной сборки. При этом министерство экономического развития и торговли не прельстилось даже рекордной суммой инвестиций. Китайские промышленники обещали пустить на создание в России клонов европейских машин $380 млн. Для сравнения, первоначальные инвестиции компании Форд в автомобильный проект под Санкт-Петербургом не превысили $50 млн.
Директор департамента торговых переговоров МЭРТ Максим Медведков объяснил эту коллизию просто, заявив вот время заседания круглого стола в Совете Федерации, что поводом для отказа стало скорое вступление России в ВТО. А правила, предусмотренные программой промсборки, не укладываются в правила международной торговой организации.
Напомним, что правительственная программа промышленной сборки автомобилей предусматривает снижение практически до нулевой отметки ввозных пошлин на автокомплектующие в обмен на постепенную локализацию производства, то есть перенос выпуска большей части деталей на территорию России. Правительственные чиновники не раз заявляли, что эта программа не будет жить вечно. Кроме того, обозначался и последний срок – май-июнь 2007 года.
На сегодняшний день практически все известные мировые производители успели заключить с правительством России специальные соглашения. Часть из них были специально приурочены экономическому форуму в Санкт-Петербурге. Ожидалось, что и некоторые китайские автопроизводители успеют подготовить необходимые документы к этому моменту. Однако теперь выяснилось: несмотря на активные переговоры, подписать соглашение теперь не удастся никогда.
Между тем запрет китайцам собирать свои автомобили в России, вероятно, имеет другую природу. Дело в том, что китайцы рассчитывали получить одобрение на сборку легковых автомобилей малоизвестных в России марок, которые по цене должны были оказаться весьма доступными для российских покупателей. Дело в том, что эти автомобили должны были продаваться в ценовой нише до $8 тысяч. А это означает, что тольяттинские автомобилестроители в ближайшем будущем столкнутся с жесткой ценовой конкуренцией иностранных автомобилей, причем, заведомо не самого лучшего качества.
Впрочем, это всего лишь предположение. В защиту позиции МЭРТ говорит хотя бы тот факт, что китайская «Великая стена» ранее все-таки получила прваво на промсборку в России. Правда, объем производства и инвестиций в этом случае куда меньший. Ожидается, что в России будет собираться не более 50 тыс. автомобилей в год. Да и будут эти автомобили продаваться совсем не в российской ценовой категории, то есть дороже $15 тыс.
Тем не менее, Медведков на всякий случай все-таки поспешил отечественных промышленников успокоить. В Совете Федерации он заявил, что протекционистские возможности России в сфере услуг после вступления во Всемирную торговую организацию возрастут. Ибо России все же, как менее развитой стране директорат ВТО сделал исключение - разрешил вводить определенные ограничения на доступ некоторых видов услуг на свой внутренний рынок.
Сейчас ограничен или запрещен доступ восьми видов услуг из 150, однако по условиям вступления в ВТО, "Россия сможет ограничить доступ примерно 50 секторов". "Большинство секторов еще не встало на ноги", поэтому "мы резервируем возможность вводить такие меры", - уточнил Медведков. По его версии уже создан страховой механизм, позволяющий вводить меры избирательной защиты рынка в случае, если импорт товаров или услуг из-за рубежа будет наносить ущерб соответствующим отраслям российской экономики. Суть защитного механизма заключается в возможности вводить или увеличивать пошлины и другие ограничительные меры. Например, если выяснится, что китайский текстиль лучше и дешевле российского, то один член ВТО (Россия) запретит другому члену ВТО (КНР) ввозить текстиль.
PRS.ru; 04.07.07