20.10.05

Merlion распускает торговые сети

Как стало известно Ъ, крупнейший российский дистрибутор компьютерной техники компания Merlion запускает собственную франчайзинговую программу. В планах компании до конца 2006 года включить в нее 150 магазинов компьютерной и оргтехники в российских регионах. Эксперты указывают, что на построение собственных сетей дистрибуторов толкает снижающаяся рентабельность оптовой торговли и высокая конкуренция со стороны общефедеральных сетей, торгующих бытовой электроникой и компьютерами. Как рассказали вчера Ъ в компании Merlion, франчайзинговая сеть будет строиться на базе уже существующих магазинов ее региональных дилеров. "У нас есть по крайней мере 200 крупных партнеров в регионах, которым может быть интересно работать по франчайзинговой схеме", сообщила пресс-секретарь компании Merlion Ирина Шеховцова.

В компании отмечают, что "входной билет" для участия в программе для дилеров будет бесплатным, однако с них будут брать ежемесячную плату за использование брэнда сети. По экспертным оценкам, в зависимости от объема продаж магазина и региона она составит от $4 тыс. до $50 тыс. По словам госпожи Шеховцовой, в планах компании открыть 150 магазинов в Москве и регионах площадью 200-300 кв. м. Точный объем инвестиций в проект в компании не раскрыли, заявив, что он составит "десятки миллионов долларов". Они будут потрачены на разработку брэнда сети, подготовку менеджмента и торгового персонала, а также рекламу. Эксперты отмечают, что, по сути, мелкие региональные игроки, согласившиеся работать в рамках франчайзинга, будут представлять собой часть крупной сети, которая сможет действовать аналогично ритейлеру общефедерального уровня. То есть предлагать конкурентные цены и рекламировать свой брэнд на федеральных телеканалах. Компания Merlion основана в 1992 году. Образовалась в результате объединения специализированных российских дистрибуторов компьютерной техники компаний Citilink, Denikin, Elsie и Lizard. C 2004 года работает под брэндом Merlion, до этого называлась LC-Group.

По оценкам участников рынка, оборот Merlion приближается к $1 млрд. Компания работает с 1200 дилерами на всей территории России. Франчайзинговый проект Merlion стал уже третьим случаем на рынке, когда крупный дистрибутор электроники начинает заниматься розничной торговлей. В 2004 году собственную франчайзинговую сеть под названием "Эксперт" начал строить крупный дистрибутор бытовой техники "Корсо Трейдинг", а летом этого года аналогичный проект "Линия тока" запустила оптовая компания "Арконада". Дистрибуторы объясняют свое стремление заняться розничной торговлей ростом конкуренции со стороны крупных ритейлеров и падением рентабельности оптового бизнеса. "Рынок оптовой торговли сжимается за счет увеличения доли крупных розничных сетей, таких как "М. Видео" и "Эльдорадо", поясняет директор по маркетингу сети "Эксперт" Виктор Кожевников. Они вытесняют с рынка мелких торговцев, которые являются основными дилерами дистрибуторов в регионах. В такой ситуации дистрибуторам нужно сохранить свои каналы сбыта, и наиболее привлекательная возможность это сделать объединить дилеров с помощью франчайзинга". "Дистрибуция компьютеров и оргтехники становится все менее рентабельным бизнесом, маржа в этом сегменте рынка составляет порядка 2,5%, говорит директор по внешним коммуникациям "Агентства мобильного маркетинга" Антон Васильев. Возможный выход из этой ситуации создание собственного розничного проекта, который стал бы гарантированным и защищенным каналом сбыта".

Другие дистрибуторы компьютерной техники считают, что проект Merlion столкнется с неготовностью региональных дилеров расставаться с собственными торговыми марками. "Многие региональные дилеры пока не осознают угрозы со стороны крупных ритейлеров. На местном уровне они хорошо известны, а потому уверены, что их бизнес в безопасности, считает президент "Центра электронного бизнеса Дилайн" Сергей Эскин. И это большой вопрос, пойдут ли они сейчас на смену своей вывески на ту, что предложит им дистрибутор. Например, с подобными проблемами столкнулась сеть "Эксперт"". Представители крупных ритейлеров отмечают, что компании Merlion целесообразно привлекать под свою франшизу игроков из небольших городов. "Компании не следует ориентироваться на Москву и города-миллионники, отмечает директор по маркетингу сети "М. Видео" Михаил Кучмент. При сегодняшних темпах развития розничной торговли магазины бытовой и компьютерной электроники площадью 200 кв. м довольно скоро перестанут быть там актуальными. В этой связи строить сеть лучше в городах с населением до 500 тыс. человек, где пока нет конкуренции со стороны крупных ритейлеров".

Retailer.Ru