18.04.07
С чего начать
В небольших фирмах, которым приходится обеспечивать транспортировку и хранение грузов собственными силами, звание логиста нередко присваивают диспетчеру. В его обязанности, как правило, входит координация командировок водителей и курьеров, ведение базы данных и заполнение накладных. Такие специалисты могут рассчитывать только на горизонтальный карьерный рост.
В средних и крупных компаниях статус логиста выше, а его задачи - сложнее. Соответственно и требования к образованию и опыту соискателей более серьезные. Работа в логистическом подразделении компании такого масштаба, безусловно, будет удачным стартом для восхождения по служебной лестнице.
Но если вы хотите стать профессионалом экстра-класса и построить действительно блестящую карьеру, имеет смысл поискать вакансии в компаниях - 3PL-провайдерах(third party logistics providers), занимающихся аутсорсингом логистических процессов. Они предлагают своим клиентам (как правило, это крупные организации с большим грузооборотом) полный комплекс услуг на всем пути движения товара от производителя до конечного потребителя. Сфера деятельности 3PL-провайдеров - логистика в чистом виде, и где, как ни здесь, можно приобрести ценный опыт.
Успешное развитие бизнеса 3PL-провайдеров в нашей стране обусловлено постоянным расширением спроса на услуги подобного рода. При этом перевес в конкурентной борьбе пока на стороне иностранцев. Это объясняется тем, что российская логистика, как более молодая, имеет свои "национальные особенности": современные складские комплексы и терминалы соседствуют со старыми ангарами, профессиональное управление цепями поставок сочетается со схемами, сделанными "на коленке", недостаточно развита транспортная инфраструктура. Между тем, число отечественных компаний, предоставляющих услуги на современном уровне увеличивается с каждым годом.
Естественно, для работы в изменившихся условиях требуются более квалифицированные и образованные кадры. Еще недавно российским логистам приходилось быть и маркетологами, и экономистами, и продавцами в одном лице. Но время "логистов общего профиля" проходит. Сегодня в цене узкие специалисты, с хорошей теоретической подготовкой и солидным опытом работы. Именно на них и охотятся как прямые работодатели, так и хед-хантеры.
При этом, как отмечает г-н Демин, заместитель директора Координационного совета по логистике компании Warehouse Project Management, одна из основных проблем при поиске кадров заключается в том, что выпускники престижных профильных вузов излишне амбициозны и сразу рассчитывают попасть на руководящие позиции. Но забывают о том, что производственный цикл в логистике очень сложный и высокотехнологичный. И чтобы в будущем занять кресло начальника, надо начинать с самых нижних ступеней карьерной лестницы.
Есть и возрастные ограничения для служебного роста. В частности, до 28-30 лет даже самого талантливого менеджера не поставят управлять складом - слишком высока цена ошибки. Поэтому новичков с высшим (даже профильным) образованием чаще направляют в отделы по работе с клиентами или в производственно-технологические департаменты.
На заре становления логистического бизнеса в России примерно четверть кандидатов имели образование в области транспорта (автодорожного, речного, морского) и авиации. Еще четверть составляли экономисты, в том числе специалисты по международной экономике и праву. Большая часть кандидатов окончили технические вузы. В последнее время значительно вырос спрос на управленцев с образованием именно в области логистики.
Профи всякие нужны
Сотрудников логистических компаний можно условно разделить на две большие группы: те, кто работает в сфере продаж (привлечение и текущая работа с клиентами) и те, кто занимается производством (склад, таможня, отдел перевозок, курьерская доставка). Начнем со специалистов по продажам. К "полевым" менеджерам (field sales representative), менеджерам по работе с клиентами и руководителям отделов продаж - ко всем тем, кто, так или иначе связан с продвижением логистических услуг, работодатели предъявляют универсальные критерии отбора:
• практический опыт любых продаж (прямых, по телефону), понимание разницы между продажами услуг и товаров,
• навыки ведения переговоров,
• стрессоустойчивость,
• хороший уровень английского языка (предпочтительно свободное владение).
Знание иностранных языков требуют не только западные компании. Российские работодатели тоже заинтересованы в том, чтобы сотрудники бегло говорили по-английски, ведь с развитием бизнеса количество международных сделок стремительно увеличивается.
Для специалистов складского комплекса, таможенных специалистов, отделов авиа- и/или морских перевозок обязательным условием является:
• опыт работы в аналогичной области (в особенности для претендентов на руководящую позицию),
• профильное образование необходимо для "таможенников".
Самые серьезные требования предъявляются к руководителям всех рангов. Наиболее весомые конкурентные преимущества:
• опыт управления объёмными логистическими проектами,
• решение задач по оптимизации и реструктуризации цепочек поставок,
• стаж работы в крупных западных компаниях.
При этом у каждого специалиста, в зависимости от специфики работы и служебного ранга, есть индивидуальная зона ответственности. "Например, при таможенных процедурах сначала идет обработка груза на таможне, потом складирование и, наконец, дистрибуция",- поясняет Игорь Радченко, HR-директор компании DHL. Поэтому "профессиональная стоимость" конкретного логиста напрямую зависит от его опыта, - подчеркивает г-н Демин.- И чем серьезнее этот опыт, чем сложнее выполняемые функции, тем на большую зарплату может претендовать специалист, тем выше статус его должности".
Но не только знания и опыт влияют на карьеру логиста. Личные качества тоже нельзя сбрасывать со счетов. "Для нас, например, самое главное, чтобы принципы и правила работы кандидата совпадали с теми, что приняты в DHL, - говорит Игорь Радченко. - Мы ценим дисциплинированность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения".
Каковы рыночные перспективы профессии логиста? Что касается вакансий, то прогноз тут вполне оптимистичен. Рынок продолжает активно развиваться и международные компании, например, DHL, Multinational Logistics Partnership (MLP), STS Logistics, Geodis SA открывают все новые представительства в России. Не отстают и отечественные игроки. Группа компаний "Евросиб" (на рынке транспортной логистики с 1992 г.) планирует к концу 2008 г. завершить реализацию первого этапа программы по созданию региональной сети терминально-логистических комплексов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Общий объем инвестиций в этот проект составит $200 млн. Логистическая компания Relogix, образованная в июле 2005 г., планирует "экспансию" на Северо-Запад. Летом 2007 г. Relogix запускает крупнейший в этом регионе проект на рынке складской недвижимости - логистический комплекс класса "А" "Уткина Заводь". Сумма договора - $60 млн. (по данным Координационного совета по логистике). Что касается доходов, то по данным Елены Ореховой, консультанта отдела "Логистика" кадровой компании АНКОР, уровень заработных плат специалистов в области логистики за последний год вырос почти на 16%.
Амбиции и возможности
На что может рассчитывать специалист, стремящийся сделать карьеру в области логистики? Наибольшие шансы у тех, кто выбрал в качестве места работы 3PL-провайдера. При этом у сотрудников отделов логистики непрофильных компаний тоже неплохие возможности. По мнению Инны Ивашевой, консультанта КА NextTop, все зависит, в первую очередь, от внутренней структуры и внутренней политики организации. "Нередко в качестве карьерного роста работодатели предлагают сотруднику расширение полномочий и переводят его на более масштабные проекты: от планирования простой перевозки или закупки до управления всей цепочкой поставок", - говорит г-жа Ивашева. Но Василий Демин считает, что "настоящий" взлет по служебной лестнице - это переход специалиста из разряда операционных сотрудников на более высокий управленческий уровень. И приводит пример из своей практики.
Крупная компания занималась дистрибуцией бытовой техники. Объемы продаж и поставок непрерывно росли, поэтому было решено создать отдельный дивизион логистики. Эту задачу поручили менеджеру, который начал свою карьеру в компании со стартовой позиции и в результате вырос до уровня миддла. В итоге он был назначен директором по логистике, а впоследствии возглавил и новое юридическое лицо - открытый им дивизион.
"Логистика для России - дело молодое, и профи, обладающих нужными знаниями и опытом, очень мало. Поэтому у способных людей есть все возможности для того, чтобы быстро сделать карьеру", - уверен Игорь Радченко. Так, в DHL есть специалисты, которые начинали с сортировки грузов и со временем доросли до ключевых позиций, например, уровня директора филиала.
Таблица заработных плат специалистов по логистике, $
Элитный персонал; 17.04.07
Между складом и таможней
Специалисты по логистике, отвечающие за транспортировку, «растаможку» и хранение грузов, не сидят без работы. В наши дни почти любая, даже не самая крупная организация имеет в своем штате логиста. И это неудивительно, ведь согласно оценке аналитиков, сокращение издержек на хранение и доставку грузов на 1% приносит такую же выгоду, как 10%-ный рост объемов продаж.С чего начать
В небольших фирмах, которым приходится обеспечивать транспортировку и хранение грузов собственными силами, звание логиста нередко присваивают диспетчеру. В его обязанности, как правило, входит координация командировок водителей и курьеров, ведение базы данных и заполнение накладных. Такие специалисты могут рассчитывать только на горизонтальный карьерный рост.
В средних и крупных компаниях статус логиста выше, а его задачи - сложнее. Соответственно и требования к образованию и опыту соискателей более серьезные. Работа в логистическом подразделении компании такого масштаба, безусловно, будет удачным стартом для восхождения по служебной лестнице.
Но если вы хотите стать профессионалом экстра-класса и построить действительно блестящую карьеру, имеет смысл поискать вакансии в компаниях - 3PL-провайдерах(third party logistics providers), занимающихся аутсорсингом логистических процессов. Они предлагают своим клиентам (как правило, это крупные организации с большим грузооборотом) полный комплекс услуг на всем пути движения товара от производителя до конечного потребителя. Сфера деятельности 3PL-провайдеров - логистика в чистом виде, и где, как ни здесь, можно приобрести ценный опыт.
Успешное развитие бизнеса 3PL-провайдеров в нашей стране обусловлено постоянным расширением спроса на услуги подобного рода. При этом перевес в конкурентной борьбе пока на стороне иностранцев. Это объясняется тем, что российская логистика, как более молодая, имеет свои "национальные особенности": современные складские комплексы и терминалы соседствуют со старыми ангарами, профессиональное управление цепями поставок сочетается со схемами, сделанными "на коленке", недостаточно развита транспортная инфраструктура. Между тем, число отечественных компаний, предоставляющих услуги на современном уровне увеличивается с каждым годом.
Естественно, для работы в изменившихся условиях требуются более квалифицированные и образованные кадры. Еще недавно российским логистам приходилось быть и маркетологами, и экономистами, и продавцами в одном лице. Но время "логистов общего профиля" проходит. Сегодня в цене узкие специалисты, с хорошей теоретической подготовкой и солидным опытом работы. Именно на них и охотятся как прямые работодатели, так и хед-хантеры.
При этом, как отмечает г-н Демин, заместитель директора Координационного совета по логистике компании Warehouse Project Management, одна из основных проблем при поиске кадров заключается в том, что выпускники престижных профильных вузов излишне амбициозны и сразу рассчитывают попасть на руководящие позиции. Но забывают о том, что производственный цикл в логистике очень сложный и высокотехнологичный. И чтобы в будущем занять кресло начальника, надо начинать с самых нижних ступеней карьерной лестницы.
Есть и возрастные ограничения для служебного роста. В частности, до 28-30 лет даже самого талантливого менеджера не поставят управлять складом - слишком высока цена ошибки. Поэтому новичков с высшим (даже профильным) образованием чаще направляют в отделы по работе с клиентами или в производственно-технологические департаменты.
На заре становления логистического бизнеса в России примерно четверть кандидатов имели образование в области транспорта (автодорожного, речного, морского) и авиации. Еще четверть составляли экономисты, в том числе специалисты по международной экономике и праву. Большая часть кандидатов окончили технические вузы. В последнее время значительно вырос спрос на управленцев с образованием именно в области логистики.
Профи всякие нужны
Сотрудников логистических компаний можно условно разделить на две большие группы: те, кто работает в сфере продаж (привлечение и текущая работа с клиентами) и те, кто занимается производством (склад, таможня, отдел перевозок, курьерская доставка). Начнем со специалистов по продажам. К "полевым" менеджерам (field sales representative), менеджерам по работе с клиентами и руководителям отделов продаж - ко всем тем, кто, так или иначе связан с продвижением логистических услуг, работодатели предъявляют универсальные критерии отбора:
• практический опыт любых продаж (прямых, по телефону), понимание разницы между продажами услуг и товаров,
• навыки ведения переговоров,
• стрессоустойчивость,
• хороший уровень английского языка (предпочтительно свободное владение).
Знание иностранных языков требуют не только западные компании. Российские работодатели тоже заинтересованы в том, чтобы сотрудники бегло говорили по-английски, ведь с развитием бизнеса количество международных сделок стремительно увеличивается.
Для специалистов складского комплекса, таможенных специалистов, отделов авиа- и/или морских перевозок обязательным условием является:
• опыт работы в аналогичной области (в особенности для претендентов на руководящую позицию),
• профильное образование необходимо для "таможенников".
Самые серьезные требования предъявляются к руководителям всех рангов. Наиболее весомые конкурентные преимущества:
• опыт управления объёмными логистическими проектами,
• решение задач по оптимизации и реструктуризации цепочек поставок,
• стаж работы в крупных западных компаниях.
При этом у каждого специалиста, в зависимости от специфики работы и служебного ранга, есть индивидуальная зона ответственности. "Например, при таможенных процедурах сначала идет обработка груза на таможне, потом складирование и, наконец, дистрибуция",- поясняет Игорь Радченко, HR-директор компании DHL. Поэтому "профессиональная стоимость" конкретного логиста напрямую зависит от его опыта, - подчеркивает г-н Демин.- И чем серьезнее этот опыт, чем сложнее выполняемые функции, тем на большую зарплату может претендовать специалист, тем выше статус его должности".
Но не только знания и опыт влияют на карьеру логиста. Личные качества тоже нельзя сбрасывать со счетов. "Для нас, например, самое главное, чтобы принципы и правила работы кандидата совпадали с теми, что приняты в DHL, - говорит Игорь Радченко. - Мы ценим дисциплинированность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения".
Каковы рыночные перспективы профессии логиста? Что касается вакансий, то прогноз тут вполне оптимистичен. Рынок продолжает активно развиваться и международные компании, например, DHL, Multinational Logistics Partnership (MLP), STS Logistics, Geodis SA открывают все новые представительства в России. Не отстают и отечественные игроки. Группа компаний "Евросиб" (на рынке транспортной логистики с 1992 г.) планирует к концу 2008 г. завершить реализацию первого этапа программы по созданию региональной сети терминально-логистических комплексов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Общий объем инвестиций в этот проект составит $200 млн. Логистическая компания Relogix, образованная в июле 2005 г., планирует "экспансию" на Северо-Запад. Летом 2007 г. Relogix запускает крупнейший в этом регионе проект на рынке складской недвижимости - логистический комплекс класса "А" "Уткина Заводь". Сумма договора - $60 млн. (по данным Координационного совета по логистике). Что касается доходов, то по данным Елены Ореховой, консультанта отдела "Логистика" кадровой компании АНКОР, уровень заработных плат специалистов в области логистики за последний год вырос почти на 16%.
Амбиции и возможности
На что может рассчитывать специалист, стремящийся сделать карьеру в области логистики? Наибольшие шансы у тех, кто выбрал в качестве места работы 3PL-провайдера. При этом у сотрудников отделов логистики непрофильных компаний тоже неплохие возможности. По мнению Инны Ивашевой, консультанта КА NextTop, все зависит, в первую очередь, от внутренней структуры и внутренней политики организации. "Нередко в качестве карьерного роста работодатели предлагают сотруднику расширение полномочий и переводят его на более масштабные проекты: от планирования простой перевозки или закупки до управления всей цепочкой поставок", - говорит г-жа Ивашева. Но Василий Демин считает, что "настоящий" взлет по служебной лестнице - это переход специалиста из разряда операционных сотрудников на более высокий управленческий уровень. И приводит пример из своей практики.
Крупная компания занималась дистрибуцией бытовой техники. Объемы продаж и поставок непрерывно росли, поэтому было решено создать отдельный дивизион логистики. Эту задачу поручили менеджеру, который начал свою карьеру в компании со стартовой позиции и в результате вырос до уровня миддла. В итоге он был назначен директором по логистике, а впоследствии возглавил и новое юридическое лицо - открытый им дивизион.
"Логистика для России - дело молодое, и профи, обладающих нужными знаниями и опытом, очень мало. Поэтому у способных людей есть все возможности для того, чтобы быстро сделать карьеру", - уверен Игорь Радченко. Так, в DHL есть специалисты, которые начинали с сортировки грузов и со временем доросли до ключевых позиций, например, уровня директора филиала.
Таблица заработных плат специалистов по логистике, $
Позиция | Российские компании | Западные компании |
Специалисты по логистике начального уровня | 700-1000 | 900-1200 |
Менеджер по таможенной очистке товаров | 700-1500 | 1200-2000 |
Специалист по закупкам | 1200-1500 | 1500-2000 |
Руководитель склада | 1500-3000 | 1500-5000 |
Менеджер по закупкам/продажам | 1800-3000 | 2000-3500 |
Менеджер по работе с клиентами | 1800-2500 | 3000-3500 |
Директор по логистике | 3000-6000 | 4000-7000 |
Элитный персонал; 17.04.07