05.02.20

Маркировка и прослеживаемость товаров

Доклад Татьяны Александровны Григорьевой на семинаре «Актуальные изменения в таможенной сфере: законодательство и практика», декабрь 2019 г., Владивосток.

Для начала определимся, что такое маркировка.

Маркировка – это идентификатор товара, содержащий основные сведения о продукции. Наносимая на товар или его упаковку, маркировка может иметь вид текста, рисунка, условного знака и выполняет следующие функции.

  • Информационная – это необходимые сведения о товаре и производителе: адрес, наименование изготовителя и технического регламента, сведения о свойствах, составе, сроке службы и годности и т.д.
  • Идентифицирующая – это информация для контролирующих органов, продавцов и потребителей, позволяющая установить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.
  • Мотивационная – подразумевается воздействие маркировки на психоэмоциональное состояние конечного потребителя с целью увеличения продаж продукции.

Маркировка бывает двух видов – производственная и торговая.

  • Производственная – наносится изготовителем, регламентируется техническим регламентом маркировки продукции и ФЗ «О защите прав потребителей». Ее носителями могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
  • Торговая – наносится поставщиком или продавцом продукции. Ее носителями выступают товарно-кассовые чеки и ценники, содержание необходимую информацию о продавце.

Также, с некоторого времени на ввозимые товары наносится маркировка соответствия, информирующая потребителя о том, что товар сертифицирован и отвечает установленным стандартам качества.

А теперь вводится еще и такой вид маркировки, как идентификационная маркировка прослеживаемости товаров.

В декабре 2017 года государством было принято решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая преследует следующие цели:

  • обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках;
  • обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

Концепция по созданию системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости товаров подразумевает два подхода для создания такой системы.

Первый подход – это прослеживаемость, основанная на физической маркировке товаров идентификационными знаками. Второй подход – это документальный подход.

Первый (физическая маркировка) подход мы рассмотрим более детально чуть ниже.

Что касается второго, документального типа прослеживаемости, то замечу, что здесь используется немного другой способ, хотя цель, конечно, та же – это борьба с незаконным оборотом товаров и повышение фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций.

Целями документальной системы прослеживаемости государственные органы называют:

  • создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
  • подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

К принципам использования этой системы относят:

  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из ЕАЭС.

Преимущества документального подхода:

  • система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
  • система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
  • система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.

Этот проект ведется под руководством Минфина России, совместно с Федеральной налоговой службой. Федеральная налоговая служба определена в этой части, как оператор информационной системы. Многие знают, что уже сейчас, у нас проводятся эксперименты по прослеживаемости товаров. ФТС с налоговой службой уже приступили к реализации и этого проекта, доработали программные средства, начали их тестирование и обмен. В этом эксперименте на сегодняшний день участвуют 24 организации. ФТС надеется, что к концу года они выйдут на более промышленную эксплуатацию своих программных средств для документальной прослеживаемости, с тем, чтобы обмен осуществлялся без сбоя, а ФТС получали бы актуальную и достоверную информацию о цепочках движения товаров.

Данный проект реализуется в рамках Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое подписано в Нур-Султане в этом году. Это Соглашение сейчас находится на ратификации. Обещают, что в ближайшее время оно будет ратифицировано со стороны Российской Федерации. Другие страны – участницы Союза скорее всего присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности.

Как это должно работать? Не будет прослеживаться физически каждая единица, а будет отслеживаться баланс товаров, которые поступили на рынок через границу, и то, как они далее циркулируют на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. Т.е., то, что въехало в страну и то, что потом по старым счетам-фактуры распределилось и прошло через несколько цепочек перепродаж, должно сойтись. В том случае, если товар передается в розничную торговлю, прослеживаемость прекращается. Это является конечной точкой, когда товар реализуется покупателю (розничному покупателю). Прежде всего, это не все товары. Перечень таких товаров будет утверждаться Советом Комиссии. Обещают, что вопрос, связанный с наслоением маркировки и прослеживаемости будет регулироваться на уровне здравого смысла, когда одни и те же товары не должны вероятнее всего попадать в две системы прослеживаемости (поскольку есть две системы прослеживаемости: маркировка и документальная прослеживаемость). Т.о., сразу после выпуска декларации с помещением товара под выпуск для внутреннего потребления, информация об этом товаре, включенном в перечень, утвержденный Советом Комиссии, сразу поступает в национальную систему прослеживаемости. Механизм прослеживаемости, предполагается, будет состоять из пяти национальных систем прослеживаемости, которые должны работать внутри каждой страны самостоятельно, никто не будет вмешиваться в механизм их работы, в то, как они будут создаваться, кто оператор и т.д. Это предполагается, как полностью национальная компетенция. Однако за счет механизма прослеживаемости предполагается обеспечение взаимодействия этих национальных систем в том случае, когда товары идут из одной страны в другую. Возвращаясь к исходной точке. Исходная точка – это выпуск товаров для внутреннего потребления. Информация из декларации в том составе, который упомянут в Соглашении, передается в национальную систему прослеживаемости. Далее при каждой операции (при дроблении партии, при передаче производству и т.д.) в национальной системе прослеживаемости отражается соответствующая информация. В том случае, когда последний покупатель продает эти товары в другую страну (например, из Казахстана в Россию), то информация по последней сделке, по последнему сопроводительному документу передается в ту страну, куда товар предназначен. Например, из Казахстана в Россию, из России в Армению и т.д.

В национальной системе прослеживаемости России появляется информация о товаре, который продавец продал российскому покупателю. Соответственно, российский орган информацию имеет, но только о последнем сегменте. В том случае, когда возникли сомнения, опасения и потребность в изучении всей цепочки поставки, российский государственный орган может обратиться в национальную систему прослеживаемости Казахстана и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение. Вроде бы несложный механизм. Но проблема в том, что, как я уже сказала, другие страны – участницы Союза, скорее всего, присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности. А про Кыргызстан и вовсе говорят, что этой технической возможности нет, и когда она будет неизвестно. К тому же, обязательно будут появляться разного рода ситуации, например, с конфискованными товарами. К тому же, Соглашение ориентировано только на импорт товаров и не учитывает аналогичные товары, которые произведены на территории той или иной страны. Это безусловно создаст определенные сложности при применении. Будет соблазн назвать импортные товары товарами, произведенными на территории Союза. Т.е. вопросов неулаженных еще много.

Для того чтобы система смогла работать нормально, через год после вступления в силу Соглашения, должен начаться пилотный проект по какой-то определенной категории товаров. Пока этот пилотный проект не будет признан успешным на уровне Евразийского совета, механизм не должен вводиться в постоянную эксплуатацию. Однако «пилот» может длиться бесконечно долго.

Он может насыщаться новыми категориями товаров, особенностями разработки. По крайней мере, подход на данном этапе достаточно аккуратный. ЕЭК видит в этом Соглашении плюсы для бизнеса, пусть не завтра и не послезавтра, как они говорят. По мере развития документальной прослеживаемости, по мнению представителей ЕЭК, отпадет необходимость во многих иных документах, хотя при этом ФНС уже вводит дополнительные отчеты для бизнеса. Соглашение может стать базой для перенастройки бухгалтерского и налогового учета, если покажет себя в позитиве контрольных функций.

Т.е., по подзаконным актам предусматривается создание отдельных отчетов, внесение изменений в действующие порядки, книги покупок, декларации, счета-фактуры. Эти документы у ФНС готовы вместе с форматами в виде проектов. Возникает казус, что отсутствие основного нормативного правового акта тормозит работу по дальнейшему утверждению налоговых подзаконных актов, которые, прежде всего, нужны бизнесу. Я говорю о том, что в ныне действующем налоговом кодексе ничего этого не предусмотрено. Поэтому пока ФНС решили, что пойдут по проектному пути. Сейчас на сайте www.nalog.ru дорабатывается раздел, где будут выложены все формы и форматы документов и порядок их заполнения для предоставления в налоговые органы, чтобы все могли ознакомиться с тем, что нас теоретически ждет. Хочу предупредить, что эти проекты форм и форматов в какой-то мере будут меняться, потому что заочно их до сих пор обсуждают с разработчиками бухгалтерских учетных систем (с 1С, Контуром и с др.).

В связи с этим, интересный документ, который появился в этом году под реализацию документального прослеживания товаров, это проект Федерального закона по внесению изменений в Налоговый кодекс, где урегулированы взаимоотношения по документальной системе прослеживаемости. Россия понимала, что Соглашение будет подписываться долго главами стран ЕАЭС. Поэтому единственным способом быть готовыми к введению в эксплуатацию такой системы – это переложить нормативы Соглашения в Налоговый кодекс. Поскольку оператором Минфин определил ФНС, как единственный действенный инструмент, с точки зрения того, чтобы эта система работала и были нормальные инструменты воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – это введение в Налоговый кодекс отдельного вида контроля по документальной прослеживаемости.

Подводя итог скажу, что система документальной прослеживаемости и идентификационная маркировка товаров (физическая, и имеющая то же предназначение) не будут дублировать друг друга, они будут развиваться параллельно, товары, которые будут подвергаться документальной прослеживаемости, не будут подпадать под физическую маркировку. Т.е. дублировать системы друг друга не будут, а вернее общей у них является только цель.

Относительно другого подхода – физической маркировки.

Здесь координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России.

В соответствии с распоряжением Правительства России от 03.04.2019 № 620-р оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке назначен Оператор - ЦРПТ. Проект создается в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Оборот всех маркированных товаров отслеживает система «Честный ЗНАК».

Постановлением Правительства России от 26 апреля 2019 г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» введены Правила обязательной маркировки товаров средствами идентификации и отслеживания движения товаров и Положения о системе мониторинга за оборотом товаров (подлежащих обязательной маркировке).

Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других товаров пока система тестируется. Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты. А к 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной (на всю готовую продукцию): Такое решение Правительства одобрил Президент.

В 2018 (начались) и в начале 2019 проводились, добровольные эксперименты по маркировке кодами Data Matrix обувных товаров (Постановление № 620 от 30 мая 2018 года) и лекарственных препаратов (Постановление № 62 от 24 января 2017 года).

Обязательная маркировка в 2019 году

— 28 апреля 2018 года Правительство Российской Федерации Распоряжением 792-р утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: сигареты, обувь, духи и туалетная вода, шины, одежда, фотокамеры и лампы-вспышки.

— В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224 утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении табачной продукции:

  • С 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров;
  • С 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной табачной продукции;
  • С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной табачной продукции;
  • Продавать немаркированные остатки табачной продукции можно до 1 июля 2020 года.

— В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1557, с 1 октября 2019 года производители и участники оборота лекарственных препаратов, начали маркировку препаратов из перечня высокозатратных нозологий (Учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины). Регистрация аптек и медицинских организаций в системе маркировке и прослеживаемости товаров началась с 1 июля 2019 года.

С 1-го декабря 2019 введена обязательная маркировка одежды.

Обязательная маркировка в 2020 году

— Согласно требованиям Федерального закона от 12 апреля 2010 г. (в ред. от 04.06.2018) обязательная маркировка всех лекарственных препаратов вводится с 1 января 2020 г.

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

Каждая единица товара помечается уникальным кодом Data Matrix. Его генерирует по запросу производителей, и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя.

Процедура маркировки товаров гарантирует, что повторно товары использовать, тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения, государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.

Т.е., создается специальная информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД (оператор фискальных данных).

Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Как уже было сказано выше, вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).

Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.

Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.

Data Matrix код и его криптозащищенность

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

Кто должен работать в системе маркировки

В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии (выпуска) кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Импортеры и производители: Производитель получает коды из системы маркировки, наносит их на товары и отправляет данные о присвоении кодов товарам обратно в систему.

Производители, дистрибьюторы и оптовики: Дальше производитель, оптовик и дистрибьютор при отгрузке передают в систему маркировки данные о смене прав собственности на маркированный товар, а покупатель в той же системе подтверждает принятие товара на свой баланс.

Розница: Розничная точка подтверждает в системе маркировки получение товара, а при возврате товара поставщику оформляет «обратную продажу» и снова передает данные в систему маркировки. При розничной продаже маркированной продукции продавец добавляет код маркировки в чек, а ОФД отправляет данные о продаже в систему маркировки.

Потребитель: Осуществляет общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный ЗНАК».

Решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 № 204 внесены изменения в пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 257.

Графа 31. «Грузовые места и описание товаров» дополнена новыми абзацами, которые уточняют порядок указания кодов идентификации товаров, идентификации групповой упаковки, идентификации транспортной упаковки при подаче декларации на товары.

Так, в частности, под номером 13 указываются сведения:

  • общее количество кодов идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, товарный ярлык или потребительскую упаковку;
  • кодовое обозначение уровня маркировки.

Решение 204 от 19.11.2019 г. вступает в силу с 2 февраля 2020 года.

Ответственность за нарушения требований

Отсутствие маркировки – штрафуется или нет?

Обязательна ли маркировка товара?

Конечно, обязательна! При ее отсутствии получателю грозят следующие санкции.

  • Реэкспорт партии товаров в страну отправления.
  • Возбуждение административного дела по факту нарушения установленных запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ).
  • Наложение штрафа: для юридических лиц – 50 000 – 300000 рублей и дополнительно штраф для должностного лица – 5000 – 20000 рублей.
  • При повторном нарушении возможна конфискация партии товара.

Не говоря уже о том, что административное производство продлится порядка 30 – 60 дней, в течение которых товар будет находиться на территории таможни, а получатель будет обязан оплачивать его хранение – около 100 – 200 рублей за 1 грузовое место.

В лучшем случае, по окончании административного разбирательства предприниматель сможет самостоятельно произвести правильную маркировку партии товаров и вновь подать таможенную декларацию на ее ввоз. За это время он понесет значительные финансовые потери и подорвет собственную репутацию участника ВЭД в глазах фискальных органов.

Закон о маркировке товара также предполагает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства России № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный 381-ФЗ («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

За несоблюдение этого требования может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники: предупреждение или административный штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или административного штрафа от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки?

Вообще, Федеральная налоговая служба выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.

"Альта-Софт"