Малый бизнес не задушишь, не убьешь
Средний класс вышел отстаивать свои права. Правда, так он больше напоминает пролетариат во времена революционных потрясений, а не середняков. Власти на словах вроде готовы поддерживать предпринимателей. На самом же деле только мешают.
Губительных постановлений, особенно на федеральном уровне, в последнее время приняли достаточно. Последнее из них - о новых таможенных правилах - очередная проверка среднего класса на прочность.
Поставить крест на 20-летней истории челночной экономики.
Правительство дало таможне добро . Таможня исполняет: вместо 50-ти килограммов беспошлинно ввозить только 35, и не чаще одного раза в месяц.
В восемь утра на благовещенскую таможню спешат челноки . Им, позавчерашним врачам, учителям, инженерам, похоже, уже все нипочем. В 90-х они с неподъемными баулами на плечах преобразили страну. В новом веке образовали добрую часть нового российского среднего класса. Правда, все это - в обход законам, стараясь перехитрить государство. У дверей терминала фонари под руководством своих кирпичей выстраиваются в очередь. Как только терминал откроют, может начаться настоящая давка. Новые правила хотя и драконовские , ни кирпичей , ни фонарей на таможне меньше не стало. Даже бесхозным фонарям - тем, кто не договорился с челноком заранее, можно примкнуть к какой-нибудь группе. Спрос есть.
На таможне ожидают дефицит фонарей . Кирпичам надо нанимать теперь как минимум в четыре раза больше людей. Раньше по закону ездить с багажом можно было раз в неделю. А чтобы перевозить прежний объем товаров понадобятся еще дополнительные люди.
Кузница фонарей - благовещенские вузы. Чтобы успеть растаможить товар, Сергей Пелипей иногда прогуливает пары. С лекций бежит на таможню. Так уже пятый год. Себя Сергей смело причисляет к среднему классу. В студенчестве это те, кто может разориться на пиво или выбраться в ночной клуб, объясняет он. Правда, новые таможенные правила могут столкнуть его в класс пониже. Заработка у фонаря теперь почти не будет. В лучшие времена можно было ездить каждый день и зарабатывать по 300 рублей за раз. Потом 250 и раз в неделю. Сейчас мало того, что раз в месяц, так и ценник, скорее всего еще упадет. С этого уже невозможно начать, - говорит Сергей. - Здесь вообще копейки - раз в месяц ездить и 150-200 рублей зарабатывать. Надо искать какие-то другие пути . Говорят, можно сделать второй паспорт, незаконно, нелегально, но можно.
В лучшие времена, мотаясь фонарем , можно было скопить неплохой капитал и даже начать собственный бизнес. Так из рядового фонаря недавний студент Иван превратился в респектабельного кирпича . Сейчас обороты придется снизить - возить меньше товара. На прежние объемы людей, говорит Иван, набрать вряд ли получится. Тем более зарплату фонарям действительно придется снижать. Сумки-то легче стали. Челночный бизнес Иван уже подумывает променять на что-нибудь более выгодное.
После дефолта 1998 года тем, кто выжил и остался на рынке, уже ничего не страшно. Таможенные ограничения в итоге - это всего лишь повышение цен на их товары.
Пока ничего не подорожало. Еще есть старые запасы. А вот примерно через месяц за премудрости государства расплатятся обычные покупатели.
На то мы и предприниматели, чтобы постоянно что-то предпринимать, говорит Ирина Симаченкова. Ее из среднего класса сейчас и палкой не выбьешь. Инженер-строитель по образованию, она знает, как спроектировать, распланировать и построить так, чтобы удержаться на плаву и при этом не остаться в убытке. Один раз съездить за товаром в месяц будет недостаточно в сезон, - считает Ирина Симаченкова. - И привезти хотелось бы побольше, а теперь нас ставят в более жесткие рамки. Уже идет новый товар, и он идет с измененной ценой - с накидкой в размере 300-400 рублей .
Но не все коллеги Ирины нынешние условия жизни среднего класса принимают как должное. Нас душат, а мы душителям еще и платить должны налоги, пошлины и просто, чтобы на время душить прекращали. И дело вовсе не в этих новых правилах, и ни в других законах, а в том, что их никто не выполняет. Потому что жить по законам и при этом прилично зарабатывать невозможно , - говорят о наболевшем предприниматели.
Из директорского окна площадь рынка вся видна. Арендуют ее почти 4 тысячи предпринимателей. Директор центрального рынка Евгений Бахтин о трудностях и бедах своих арендаторов знает. Сам, говорит, середнячок. Тоже предприниматель. Только малый бизнес здесь, на рынке, до среднего класса пока не дотягивает. Это наш резерв, из которого будет вырастать средний класс, - говорит Евгений Бахтин. - Среднему классу же надо из чего-то расти, правильно? А если мы затопчем мелкоту, которая хочет жить, зарабатывать деньги, причем не криминальным путем, а своим горбом. Таких людей надо поддерживать. А средний класс - это как стержень. Сгибаешь, сгибаешь, отпустил - он опять выпрямился. Будущее за средним классом .
Ширился и рос средний класс всегда не благодаря, а вопреки. Председатель союза благовещенских предпринимателей Анатолий Телюк тому свидетель. И верный принцип хорошей жизни середняка - лишь бы не мешали. Годы развития предпринимательства в нашей стране - это годы борьбы, годы проламывания чиновничьих барьеров, которые существовали и существуют сегодня, - считает Анатолий Телюк. - И до тех пор, пока это есть, говорить, что малый бизнес переходит в средний класс и наполняет его - это очень непросто и нелинейно. По мере развития рыночных отношений средний класс должен увеличиваться, здесь линейная зависимость существует. Но у нас это не так. У нас, к большому сожалению, предпринимательство не растет. Оно в состоянии стагнации .
Еще советская привычка чиновников к командным отношениям не дает расти среднему классу такое мнение есть. Власти удобно, чтобы ей подчинялись. Самодостаточный средний класс же обычно самостоятельный, приказов не слушает, может только прислушаться и то, если посчитает нужным. Потому так больно его и пытаются бить. Периодически и систематично. Вода камень точит.
ТК Альфа-канал 06.03.06