10.05.07

Логисты разные нужны

Специалист по логистике в западных организациях - один из самых значимых и высокооплачиваемых сотрудников. В России важность работы этих топ-менеджеров только начинают осознавать. С увеличением объемов торговли, повышением уровня потребления товаров спрос на логистов растет год от года. Однако высококлассных профи в этой сфере пока можно пересчитать по пальцам.

Термин «логистика» (от греч. logistike - искусство вычислять, рассуждать) применим, главным образом, к сфере производства и товарообмена. Логистика решает вопросы, связанные с оптимизацией процессов снабжения, распределения, складирования, транспортировки продукции, то есть все проблемы, касающиеся перемещения материальных потоков как в пределах предприятия, так и между его поставщиками, посредническими фирмами и распределительной сетью. Таким образом, с необходимостью формирования отделов логистики сталкиваются все компании, которым требуется хранить и перемещать готовую продукцию или материалы.

Идеальная модель

Функциональный ряд специалиста по логистике традиционно необычайно широк. Однако он может меняться в зависимости от самых разных факторов. Например, от того, какую роль отводят логисту и логистической службе в компании (насколько весомо, значимо это подразделение для функционирования организации).

«Формируя службу логистики, собственнику следует, прежде всего, оценивать целесообразность той или иной ее структуры для самого бизнеса, - рассуждает управляющий партнер компании BS Corp. Марина Михалева. - Надо ориентироваться на такие показатели, как количество поставщиков и филиалов, объем закупок и т.д. Если речь идет о крупной оптово-розничной компании, то очевидно, что логистика здесь должна быть представлена всеми направлениями: транспортным, складским, закупочным. Следовательно, и структура службы окажется разветвленной. В такой компании собственнику просто необходимо нанимать директора по логистике, который бы объединил все направления. Статус топ-менеджера в данном случае будет очень высок. Директор по логистике войдет в функциональную линейку директоров, а в числе его функций будет участие в стратегическом планировании развития компании, контроль всех бизнес-процессов службы логистики, а также постановка задач и контроль их выполнения подразделением. В подчинении у директора по логистике в крупной компании окажутся руководители конкретных направлений: начальник транспортного отдела, директор складского комплекса, начальник отдела снабжения (закупок), каждый из которых будет решать более узкие задачи».

Руководителей отделов службы логистики, напрямую подчиняющихся директору по логистике, не относят к категории функциональных директоров. Однако в сферу их компетенций входят весьма глобальные задачи. Так, начальник транспортного отдела занимается управлением транспортными потоками: производит экономический расчет целесообразности владения и выведения транспортных средств на аутсорсинг, рассчитывает ГСМ, обговаривает условия грузоперевозок (стоимость, ответственность, штрафные санкции), формирует стандарты разгрузок и погрузок, составляет оптимальные маршруты.

В функции начальника складского комплекса входит расчет оборачиваемости склада, работа с товарными остатками (сведение их к нулю), формирование системы хранения товара, автоматизация склада, расчет и закупка складского оборудования, ведение системы складского учета.

Наконец, в компетенцию руководителя отдела снабжения или закупок входит выбор поставщиков и договорная работа с ними, определение оптимальных и минимальных партий товара при поставке, анализ ассортимента с точки зрения маркетинга (выделение позиций спроса), финансов (определение рентабельности) и логистики (оборачиваемость товара).

Кроме того, на отечественном кадровом рынке возникают и совершенно новые вакансии в сфере логистики. «В связи с тем, что российские компании активно используют опыт западных фирм, на рынке появилась должностная позиция управляющего цепями поставок, - добавляет директор кадрово-консультативного центра «Эгида» Людмила Ларионова. - Это уже не просто специалист, отвечающий за отдельное направление, а некий интегратор, который постоянно поддерживает оптимальный уровень товарных запасов, определяет ассортимент и объемы продукции, согласовывает с поставщиками маршруты, комплектацию, сроки поставок, очередность партий грузов, а также решает вопросы непрерывного снабжения производства сырьем, а потребителя - готовым продуктом. Иными словами, это координатор, который в режиме реального времени отслеживает товарные потоки компании и оперативно реагирует на возникающие препятствия».

Трансформация отдела

Структуру службы логистики, состоящую из начальников отделов с директором по логистике во главе, можно назвать идеальной моделью. Тем не менее, создавать масштабное подразделение не всегда целесообразно. Многих собственников интересует вопрос: на каком этапе развития торгового бизнеса возникает необходимость в формировании полноценной службы логистики и в найме высококлассного специалиста - директора по логистике?

По оценке самих топ-менеджеров, в маленьких компаниях (приблизительно до 100 человек), имеющих небольшое товарное движение, директор по логистике не нужен. С управлением вполне справятся два руководителя: начальник транспортного отдела и заведующий складом. Потребность в стратегической фигуре директора по логистике возникает в тех случаях, когда организация бизнес-процессов требует некой аналитики. Скажем, если компания работает с большим товарным ассортиментом (свыше 10 тыс. sku), если в организации существует масштабная заказная система, крупные транспортные развязки, то без грамотного логиста ей уже не обойтись.

Особенности формирования службы логистики и выделения функционального ряда директора по логистике могут быть связаны с профилем компании. К примеру, в организации, занимающейся транспортными перевозками, служба логистики, скорее всего, будет представлена исключительно транспортным отделом (складская деятельность как таковая здесь отсутствует). Соответственно, и директор по логистике будет выполнять, главным образом, функции координирования заказов и оптимизации маршрутов движения. Если же мы обратим внимание на строительную компанию, то главенствующей здесь будет закупочная логистика. Масштаб закупок в строительстве необычайно велик: от собственно строительных материалов (песок, бетон, кирпич) до отделочных. Поэтому главной задачей службы логистики и ее руководителя будет выбор поставщиков на основе анализа закупочных цен.

Наконец, структура службы логистики и функции директора могут зависеть от системы подчинения в компании. «Как правило, директор по логистике подчиняется первому лицу организации, - говорит консультант компании BS Corp. Алексей Елизаров. - Однако в некоторых компаниях блок логистики может находиться в подчинении коммерческого директора. В этом случае директор по логистике не входит в категорию линейных директоров, не участвует в стратегическом планировании, а его функции ограничиваются функциями исполнителя». По мнению экспертов BS Corp., подобная система подчинения типична для небольших компаний с маленьким товарооборотом. В таких организациях служба логистики еще недостаточно масштабна, и коммерческому директору довольно легко ею управлять. Однако как только бизнес переваливает планку по количеству ассортимента и числу поставщиков, должность директора по логистике выводят на первую линейку.

Вместе с тем, у директора по логистике есть реальная возможность вырасти и до первого лица компании. «Если логистическое подразделение работает в холдинговой организации, то порой его выделяют в отдельное юридическое лицо, и создается логистический оператор, - приводит пример Людмила Ларионова. - В этом случае главный логист становится генеральным директором отдельной компании, входит в совет директоров холдинга, а нередко становится и акционером».

Конфликт на издержках

Для среднего и крупного бизнеса грамотный логист - настоящая находка. С его приходом в компанию акционерам открываются все финансовые дыры, образовавшиеся из-за отсутствия оптимизации и банального воровства сотрудников. «Если обобщить все функции логиста, то можно сказать, что основной задачей этого специалиста является сокращение издержек, - резюмирует Марина Михалева. - Грамотный логист может сократить издержки компании на 40%! Это очень большая цифра. Многие собственники просто не верят, что деньги фактически лежат у их ног. Только найми профессионала - и собирай».

Однако благородная цель директора по логистике нередко вызывает недовольство у руководителя коммерческой службы. Конфликты между логистом и коммерсантом нередки. Дело в том, что у этих топ-менеджеров совершенно разные задачи. Коммерсант нацелен на то, чтобы расширить ассортимент товаров для потребителей и выручить максимальную прибыль от продажи этого ассортимента. Логист же, придя в новую для себя компанию, через некоторое время увидит, какие товары генерируют прибыль (от их продажи компания получает основной доход), а какие - нет. Учитывая, что цель логиста - сократить издержки, он нередко настаивает на исключении из ассортимента товаров, которые не продаются и соответственно не приносят компании денег, а лишь расходуют их. Ведь непродаваемый товар занимает место на складе, а если все же покупается, то в небольших объемах, и затраты на его доставку перекрывают доход от продажи.

«Избежать конфликта коммерсанта и логиста можно, - уверен Алексей Елизаров. - К примеру, в практике одного из соискателей на должность директора по логистике была подобная ситуация, которую специалист разрешил следующим образом: он выделил в отдельный ассортиментный ряд товары, на которых компания мало зарабатывала, и повысил их стоимость. Таким образом, когда клиент покупал данную продукцию, организация оставалась в прибыли. В то же время логист выделил группу товаров с высокой рентабельностью, которую коммерческая служба начала усиленно продвигать. В итоге в компании не только сократились издержки, но также увеличились обороты и доход».

Наконец, избежать конфликта можно, определив вектор развития самой организации. Если главная цель компании - агрессивное развитие, то решающее слово будет за коммерческим директором, и службе логистики придется подстраиваться под те схемы, которые разработают маркетологи. Если же организация достигла желаемого уровня и цель акционеров - отжимание прибыли, сокращение издержек, то весомее окажется мнение директора по логистике.

Чем торговые логисты лучше производственных?

Требования к соискателям на должность директора по логистике также неоднозначны, как и функции этого специалиста. Как отмечают эксперты кадрового рынка, перечень требований к кандидату зависит, прежде всего, от масштаба, организационной структуры компании, от того, что ожидают от специалиста сами собственники. «Если директор по логистике подчиняется коммерческому директору, то к его опыту будут одни требования, - поясняет Марина Михалева. - Если организация в большей степени ориентирована на транспортную логистику (к примеру, занимается доставкой грузов по России), то ей будет нужен человек, имеющий опыт работы в транспортной логистике. Каждый конкретный случай индивидуален».

Тем не менее, можно выделить ряд формальных критериев, которые обычно оказываются важны работодателю при найме директора по логистике. Во-первых, собственник акцентирует внимание на товарном ассортименте, с которым работал соискатель. Важно понять, каким количеством наименований (sku) управлял логист: чем больше ассортимент, тем сложнее управление и богаче опыт.

Второй главный критерий - это сфера, в которой работал кандидат: производственная или торговая. Преимущество отдается логистам из торговой сферы. Самые сильные логисты вырастают в дистрибьюторских оптово-розничных компаниях. В свою очередь, логисты из сферы производства не имеют практической ценности для торгового бизнеса. На производстве они работают с малым количеством ассортимента и долго подстраиваются к динамичному ритму торговой организации.

Наконец, третий критерий - это количество удаленных от центра структур, которыми управлял соискатель (филиалы, складские помещения). «Этот фактор становится особенно важным для компаний, намеревающихся развиваться в регионах, - отмечает Марина Михалева. - Рентабельность в филиалах всегда ниже, чем в центре. И если компания, работающая с ассортиментом в 15 тыс. sku, выходит в другой город, то задача коммерческой службы и логиста понять, какой объем ассортимента выдавать в регион. Коммерческий директор определяет это с точки зрения потребностей региона, а логист - с точки зрения сокращения издержек. Вместе они должны прийти к оптимальному решению. Такой опыт работы соискателя по выделению «региональной» группы товаров совместно с коммерческой службой является очень важным для организаций, осуществляющих региональную экспансию. Вообще компаниям, нацеленным на активное развитие в регионах, нужен человек с большим опытом работы. Обычно в такие организации не нанимают людей, компетенцию которых придется доращивать. Специалист «на вырост» придет к правильным решениям методом проб и ошибок, а ошибки в случаях агрессивного развития стоят дорого».

К числу специфичных требований к опыту кандидатов на должность директора по логистике относят умение эффективно взаимодействовать с IT-отделом по вопросам разработки и внедрения информационных систем. «С развитием и укрупнением отечественного бизнеса грузопотоки торгово-промышленных и сетевых торговых компаний резко выросли и продолжают увеличиваться, - отмечает Людмила Ларионова. - Как следствие, уже невозможно представить крупную организацию, не использующую в своей деятельности различные ERP-системы. Навыки работы с информационными системами все чаще становятся обязательными для кандидатов на должность директора по логистике».

Что же касается опыта работа в аналогичном по формату бизнесе, то это требование не всегда выдвигается, как основное. По словам Марины Михалевой, работодатели обычно смотрят, насколько отсутствие того или иного опыта у кандидата критично именно для их компании. К примеру, если специалист не имел опыта работы в транспортной логистике, а доля таковой в организации всего лишь 10% и она отдана на аутсорсинг, то, скорее всего, такого человека возьмут (конечно, в том случае, если он подходит по всем остальным характеристикам). Если же рассматривают кандидатуру на должность управляющего транспортной логистикой, а человек работал только директором по снабжению, то уже есть повод задуматься, сумеет ли он переключиться с закупочной логистики на транспортную.

Стратег и тактик

При найме директора по логистике кадровые компании советуют работодателям обращать внимание на профессиональный тип соискателя. «Логистов, как никаких других топ-менеджеров, можно четко разделить на два типа: так называемые «синие воротнички» и «белые воротнички», - говорит Алексей Елизаров. - «Синие воротнички» - это бывшие заведующие складом, этакие хозяйственники времен советских предприятий. Средний возраст специалистов - 40-45 лет. В компании таким логистам можно доверять функции контроля, потому что они знают все лазейки: как и где можно украсть. «Белые воротнички» - более молодые специалисты, имеющие профильное образование. Это аналитики-калькуляторы, которые могут просчитать оборачиваемость товара совместно с финансовой службой и эффективно взаимодействуют с IT-подразделением».

Иными словами, «белые воротнички» занимаются стратегией в области логистики, а «синие» - тактикой. Поэтому выбор логиста зависит от потребностей самой компании - кто ей нужен: стратег или тактик?

«При подборе директора по логистике надо учесть множество нюансов, - убеждена Марина Михалева. - Например, выяснить, насколько технологичен бизнес, обратить внимание на то, какой человек занимает должность IT-директора, позицию финансиста и, ориентируясь на все это, смотреть, какой логист впишется в организационную структуру, приживется в данной компании». Все очень индивидуально. С одной стороны, если в организации вообще никогда не было должности директора по логистике, можно нанять и «белого воротничка». Но не факт, что такой современный типаж впишется в консервативную компанию. Перед тем, как приступить к работе, «белые воротнички» проводят аудит тех людей, которые уже трудятся в службе. И если они видят, что большинство служащих из «синеворотничковой темы», то настаивают либо на смене отдельных сотрудников, либо на найме дополнительного человека - помощника-аналитика. В противном случае топ-менеджер может просто не справиться со своими обязанностями.

В качестве иллюстрации подбора логиста определенного типа в компании BS Corp. приводят следующий пример. «В региональное подразделение крупной организации требовался специалист по логистике, - рассказывает Алексей Елизаров. - Подбор осложнялся тем, что руководитель этого регионального отделения сам вырос из логиста. Поэтому требовалось найти человека, который по компетенции не уступал бы генеральному директору, но, вместе с тем, обладал какой-то дополнительной профессиональной способностью. Чтобы понять, какой человек впишется в организационную структуру, мы изучили саму компанию и определили типаж генерального директора. Выяснилось, что компания очень технологична, а первую позицию занимает человек, которого, скорее, можно отнести к «синеворотничковому» логисту. Решение стало очевидным: идеальным вариантом для организации был бы специалист, обладающий большим опытом по аналитической обработке информации, то есть «беловоротничковый» топ-менеджер. Именно такие способности удачно дополняли компетенцию генерального директора, а сам топ-менеджер отвечал потребностям формата компании».

В головном офисе этой же компании ситуация была похожей, но там оказался верным несколько иной вариант решения кадровой проблемы. Должность директора по логистике занимал «синеворотничковый» логист. Компанию устраивал этот сотрудник - он хорошо управлял удаленными структурами, но акционеры понимали, что службе логистики не хватает стратегического видения, некой систематизации, человека с компетенциями не хозяйственника, а аналитика-калькулятора. Нанимать второго специалиста, обладающего этими дополнительными компетенциями, оказалось дорого. В итоге было принято решение нанять логиста-«белого воротничка» из более крупного бизнеса в качестве эксперта, консультанта. Такой человек был призван подтянуть существующего логиста до уровня стратега.

«Появление консультантов в сфере логистики можно назвать новой тенденцией, - отмечают эксперты компании BS Corp. - Специалисты, обладающие большим опытом решения задач в данной сфере, с удовольствием берутся за проектные работы, рассчитанные на 3-4 месяца, максимум - на полгода».

Как уходят логисты

По статистике кадрово-консультативного центра «Эгида», спрос на специалистов в сфере логистики на протяжении последних двух лет постоянно растет. Это связано с существенным увеличением объемов торговли, повышением уровня потребления товаров, а также с ростом промышленного производства в стране. «Сегодня востребованы логисты широкого профиля, способные координировать склад, закупки, транспорт, - рассказывает Людмила Ларионова. - Ценятся также логисты в сфере промышленного производства, которые знают специфику производственного процесса. Если говорить о спросе со стороны работодателей, то, очевидно, нижегородские компании испытывают дефицит руководителей складским комплексом, также нужны специалисты по ВЭД, знающие таможенное законодательство. Менее востребованы начальники отдела снабжения, специалисты по транспортной логистике».

В свою очередь, эксперты хедхантинговой компании BS Corp. отмечают, что высококлассных логистов, как, в общем-то, и любых других топ-менеджеров, в Нижнем Новгороде немного. По подсчетам BS Corp., их всего несколько десятков. Что же касается спроса на управленцев в сфере логистики, то он высок, но реальная потребность в профессионалах, способных руководить всем логистическим блоком (закупки, складское хозяйство, транспорт), есть только у среднего по масштабу торгового бизнеса. «Таких компаний у нас в городе несколько десятков (хотя обычно считается, что их около сотни), поэтому спрос и предложение более-менее уравновешены, - говорит Марина Михалева. - По крайней мере, все специалисты, которых можно с уверенностью отнести к высококлассным логистам, трудоустроены, чего не скажешь, к примеру, о тех же коммерсантах».

В компании BS Corp. отмечают и такой момент: управленцы в сфере логистики наименее подвижны в плане смены работы. «В нашей практике не было ни одного случая, когда бы логист сам уходил из компании или его увольняли, - отмечает Марина Михалева. - Как правило, эти люди довольны тем, что имеют, и переходят в другую компанию только в том случае, если поступает привлекательное предложение».

Что касается заработной платы специалистов в сфере логистики, то она зависит от размеров компании и от масштабности функций руководителя. Так, вознаграждение директоров по логистике составляет в среднем от $1500 до $3000 в месяц, начальника транспортного отдела - от $1000 до $1800, руководителя складского комплекса - от $1500 до $2000, а начальника отдела снабжения - от $1000 до $1500. Вознаграждение складывается из окладной и бонусной части (их соотношение, как правило, 70:30). Бонусную часть привязывают к оптимизации издержек, то есть топ-менеджер получает определенный процент от сэкономленной для компании суммы. В то же время бонусную часть руководителей службы логистики в региональных филиалах могут привязывать и к конкретным smart-задачам: к примеру, руководитель к определенному числу должен наладить работу склада, транспортного отдела и т.д. В этом случае для расчета бонусной части составляется таблица с коэффициентами, скажем, от 5 до -5, и эффективность работы руководителя оценивается по этой шкале. Расчет заработной платы специалиста всегда прозрачен и подчинен математической логике как, впрочем, и вся работа директора по логистике.

Деловая неделя (Нижний Новгород); 08.05.07