03.07.06

Логистов возродят как класс

Если вопросам логистики будет уделяться достаточно внимания, то крупные логистические центры будут введены в режим свободных экономических зон. Об этом сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин в ходе совещания, посвященного вопросам развития логистической инфраструктуры и рынка транспортных услуг в Российской Федерации. В совещании приняли участие специалисты Министерства транспорта России, подведомственных Минтрансу службы и агентств, представители других федеральных органов исполнительной власти, логистического бизнеса, отраслевых союзов и ассоциаций.

Открывая совещание, министр транспорта подчеркнул, что пришло время выработать план совместных действий. Необходимо определить, какие шаги должно предпринять государство для развития инфраструктуры и рынка логистических услуг.

С ним согласны и представители бизнеса. "Мы не можем говорить о реализации столь масштабных проектов, каковыми является строительство объектов терминально-логистической инфраструктуры, в отрыве от транспортной стратегии страны и региона", - считает генеральный директор компании "РосЕвроДевелопмент" Иван Ситников. Но на практике пока все происходит совсем не так. Важнейшей проблемой, по мнению Игоря Левитина, является хаотичное развитие терминально-складских мощностей на территории России. Он отметил, что терминалы зачастую строятся там, где удалось найти земельный участок, преимущественно поближе к автодороге.

При этом нельзя обвинить в создавшейся проблеме представителей бизнеса. Ведь, как правило, необходимость в строительстве терминально-логистических комплексов особенно остро ощущается в больших городах, где вопрос дефицита земли выходит на первый план. Известно, что наиболее выгодным (с гарантированным объемом грузовой базы) является создание инфраструктуры в существующих и строящихся портах. Кроме того, перспективным эксперты считают и создание региональных терминалов в глубине страны, в тех субъектах, которые стали региональными распределительными центрами России Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. Эти города уже сейчас имеют достаточную грузовую базу, чтобы обеспечить работу таких терминалов.

Министр транспорта подчеркнул значимость земельного вопроса в реализации подобных проектов. Игорь Левитин считает, что практика, при которой на механизмы получения согласований уходит до пяти лет, не может считаться нормальной. Бизнесу кажется огромным даже срок гораздо меньший - два года. Именно столько времени, по словам генерального директора "РосЕвроДевелопмента", занимают сложности, связанные с переводом земли из сельскохозяйственного назначения в промышленное.

Игорь Левитин сообщил, что по инициативе Минтранса в Министерстве экономического развития и торговли уже разработан новый порядок предоставления земли под крупные инфраструктурные проекты, который позволит несколько сократить эти сроки.

По словам главы Министерства транспорта, несмотря на обозначенные сложности, связанные с "земельным вопросом", логистические центры должны создаваться не хаотично, а в транспортных узлах, рядом с городами-миллионниками, на пересечениях автомобильных и железных дорог. "Мы не можем к каждому терминалу построить дорогу", - констатирует Игорь Левитин. И в этом отношении ведомство настроено достаточно жестко. Министр даже пошутил, что все выезды из ТЛЦ, из-за которых уже сейчас в Московской области не могут нормально работать дороги, целесообразно было бы перегородить.

Без сомнения, существуют и приемлемые варианты. Так, Игорь Левитин призвал представителей логистических компаний стать "новым классом логистов-заказчиков". Для этого, по его мнению, бизнесу необходимо объединяться: один крупный центр лучше нескольких более мелких разрозненных терминалов. "Вы организуйтесь, а мы обеспечим транспортную инфраструктуру", - пообещал Игорь Левитин.

Заместитель министра Александр Мишарин также отметил, что Минтранс заинтересован во взаимодействии с компаниями с солидной репутацией, и привел тому простой пример. Так, по его словам, зарезервированная под Екатеринбургом под строительство ТЛЦ площадка в 50 гектаров, расположенная рядом с железной дорогой, контейнерной площадкой и огибающей город автодорогой, полтора года остается невостребованной. И Министерство транспорта готово выделить средства из федерального бюджета на строительство железнодорожного подъездного пути, но давать деньги "плохо опознаваемым" компаниям ведомство считает нерациональным.

В ходе совещания обсуждалась необходимость четкой координации действий и объединения усилий государства и бизнеса, в том числе для выработки нормативно-правовой базы. Было принято решение рассмотреть возможность создания межведомственной комиссии по логистике. Предполагается, что в работе комиссии будут принимать участие представители заинтересованных федеральных и региональных органов власти. По словам Игоря Левитина, он должен быть создан по аналогии с экспертными советами по государственно-частному партнерству и гражданской авиации. Кроме того, на совещании было принято решение рассмотреть вопрос передачи одному из агентств, подведомственных Министерству транспорта, функции координации логистических процессов.

Также по итогам совещания было принято решение подготовить предложения по участию Министерства транспорта РФ и заинтересованных логистических компаний в Международной конференции по логистике, которая пройдет в Берлине в октябре текущего года.

РЖД-Партнер; 03.07.06