05.07.10

Логистику усилили логикой

Правительство Пермского края разрабатывает проект масштабного логистического центра. Оформленная концепция может появиться через месяц. Предполагается строительство комплекса — от складов класса А до собственного таможенного поста на одной площадке. Власти надеются привлечь в качестве инвестора крупного логистического оператора. Логисты оценивают планы позитивно, считая, что сейчас самое время создавать инфраструктуру для грузопотоков.

Как рассказал „Ъ“ замглавы администрации губернатора Юрий Уткин, по инициативе краевых властей разрабатывается проект мультимодального логистического комплекса. Пока только создана рабочая группа, которую возглавил Тарас Рыжук, гендиректор компании «Мегасервис», под управлением которой находится складской центр в Краснокамске. Господин Рыжук рассказал, что в настоящее время ведется работа по формированию концепции центра: «Суть проекта — объединить в одном месте современные склады класса А, в том числе со специальными режимами хранения, склады временного хранения, контейнерную площадку, пункты сертификации. Там же может расположиться и таможенный пост». Рассматриваются возможности размещения логистического центра сразу на нескольких площадках, которые будут увязаны в единый механизм и находиться под управлением одной компании, поясняет Тарас Рыжук. Одна из этих площадок должна разместиться на берегу Камы для обработки грузов, перевозимых по реке.

Сейчас формируется круг компаний, заинтересованных в проекте. Поучаствовать в нем будет предложено прежде всего федеральным и международным логистическим операторам. «Мы должны четко сформулировать и обосновать проект, после чего будем выходить с предложениями к профессиональным участникам рынка логистических услуг. Желательно привлечь крупного логистического оператора мирового уровня», — пояснил Тарас Рыжук. По словам господина Рыжука, площадка для центра еще не определена. Но он отметил, что есть два наиболее перспективных направления — Краснокамск и Звездный.

Стоимость проекта, пока нет даже его четкой концепции и выбранного места, участники обсуждения назвать не могут. По словам Юрия Уткина, это будет в чистом виде бизнес-проект, то есть финансирование предполагается за счет инвесторов. «Наша задача — снятие административных барьеров и политическая поддержка», — отметил чиновник. По словам господина Уткина, компания «Мегасервис» (владеет офисно-складским комплексом в Краснокамске) выбрана в качестве организатора из тех соображений, что она уже имеет опыт работы с международными операторами. Осенью прошлого года «Мегасервис» заявлял о строительстве логистического центра в Краснокамске стоимостью $70 млн, где инвестором должна была стать крупная китайская компания Norinco International Cooperation Ltd. Впрочем, проект с тех пор так и не получил развития.

Директор ООО «Чандлер Логистик» (пермское представительство международной транспортно-логистической компании Chandler) Сергей Загребин считает, что проект мультимодального логистического центра в Прикамье интересен. «В этом есть потребность. Сейчас очень часто грузопоток (импортных товаров. — „Ъ“) идет в Москву, затем в Екатеринбург, и только потом в Пермь. Потому что у нас здесь не развита необходимая инфраструктура. Например, контейнерные поезда не едут к нам по двум причинам — пока нет грузопотока, это раз, и второе — нет инфраструктуры, чтобы сразу принять 35 вагонов. Чтобы грузопоток пошел сюда, нужно создать условия — построить склады, таможенный терминал. И начинать проект нужно именно сейчас, иначе после кризиса, когда грузопоток увеличится, он вновь пойдет по отработанным маршрутам, изменить его будет тяжелее», — считает Анатолий Загребин.

Между тем краевые власти не скрывают, что проект нужен не только сам по себе: на него возлагают особые надежды, связанные со строительством железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море — Коми — Урал). «Логистический центр интересен и как генератор прибыли, и в качестве имиджевой составляющей региона. Но в то же время — это „Белкомур ассоциированный“ проект. Мы надеемся, что он ускорит принятие решения о начале финансирования строительства Белкомура», — отметил Юрий Уткин. По его словам, проект магистрали уже получил позитивную оценку Минэкономразвития. Но, напомним, окончательное решение о старте проекта должна дать правительственная комиссия. На проектирование и строительство магистрали из инвестфонда РФ планируется получить 118 млрд руб. При этом, как отмечает Юрий Уткин, есть дефицит средств инвестфонда. «Поэтому самый главный вопрос — решение по началу финансирования Белкомура», — говорит он.

Коммерсантъ(Пермь) № 118 (4416) от 03.07.2010